Звучит мелодия вальса, выпускники исполняют вальс. 11 «А» (№1)
Ведущий 1:
Июнь …клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Та ночь была полна июньской прелести,
Для них она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло это лето…
Ведущий 2: ( в конце зарисовки )
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово — «война».
Музыка вальса обрывается, танцоры застывают на сцене, звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны, после чего звучит песня «Священная война», на фоне которой текст
Ведущий 1:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята,
В сорок первом, далёком году.
Громко звучит фонограмма «Священной войны», мальчики надевают пилотки, девочки их провожают, машут платками…
Ведущий 2: Грозный сорок первый. Как он изменил судьбы людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Ведущий 1: Война облила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала уходили из детства на фронт. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!
песня «А закаты алые», исполняют А. Зачётнова и П. Мязин 6 «А»(№2)
Ведущий 2: Вот она, война! Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Ведущий 1: Они хотели вернуться домой, на родные улицы, в свои города и деревеньки. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мучительную смерть во вражеском тылу.
Ведущий 2: Они воевали и шли на смерть за свою страну, за свои идеалы.
(звуки дождя и грома) Стихотворение «Уходили мальчики», читает Аня – 7 «А» (№3)
Уходили мальчики — на плечах шинели,
Уходили мальчики — храбро песни пели.
Отступали мальчики — пыльными степями,
Умирали мальчики, где — не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики — храбрые солдаты —
Волгу — в сорок первом,
Шпрее — в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
песня «До свидания, мальчики», поёт Айнара 11 – «Б»(№4)
Стихотворение «Сестра», читает Шипилова Т. -5кл.(№5)
Была обыкновенная Она ещё вчера.
Теперь сестра военная, Военная сестра.
Сестре на складе выдали Большие сапоги.
В один сапог — мы видели —Влезают две ноги.
Нога мала, — смущённые На складе говорят.
И выдали суконную Шинель до самых пят.
Ей все шинели мерили, Но меньше так и нет.
И там сестре не верили, Что ей семнадцать лет.
У ней косичка белая Вчера ещё была.
Моя сестрёнка — смелая, Хоть ростом так мала.
Когда летал над крышами, Над нашим домом враг —
Она всегда с мальчишками Влезала на чердак.
Шумел пожар над городом, Дрожал огромный дом.
Она стояла гордая С пожарным рукавом.
В дымящие развалины Влетала, как стрела,
Откапывала раненых, В укрытие несла.
Теперь сестра учёная, Военная сестра,
На ней шинель с погонами, Сестре на фронт пора.
Она в подарок платьице Своё мне отдала.
У мамы слёзы катятся:— Уж больно ты мала!
А сердце-то, как правило, По маленьким болит. —
Сестра ремни поправила И тихо говорит:
— Что голову повесила? Я, мама, на посту —
И добавляет весело: —На фронте подрасту!
Исполняется Танец (под фонограмму «Когда уходили те девочки»…) 7 «А» (№6)
Ведущий 1: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришёл час – и они показали, каким огромным может стать юное сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Тихо звучит песня «Вспомните ребята», на фоне которой идёт последующий текст ведущих
Ведущий 2: Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ведущий 1: Юные герои большой войны, они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули юные сердца.
Ведущий 2: Сегодня мы должны учиться у них беззаветной преданности и люби к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.
Ведущий 1: Над нами мирное небо. Во имя этого отдали жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.
Танец «Девушка и солдат», исполняют — (Ким Д., Очкасова В.)(№7)
Ведущий 1: Великая Отечественная война была тяжёлым испытанием для всей страны, в том числе и для Казахстана. Казахстанцы внесли большой вклад в победу над врагом.
Ведущий 2: В боях под Москвой прославилась 316-ая гвардейская дивизия под командованием генерала Панфилова. 28 панфиловцев пали смертью храбрых в неравной схватке с врагом, защищая подступы к Москве.
стихотворение «Двадцать восемь», читает – (Умбетов А.) (№8)
Когда судьба Москвы и всей России
Сошлась к Волколамскому шоссе.
Там грозное крещение принимая,
Бои кровопролитные вела
Дивизия гвардейская, восьмая
Что Казахстаном собрана была.
На том шоссе, на той дороге узкой
Плечом к плечу, как памятник в веках
Стояли за Москву казах и русский
Стояли насмерть русский и казах.
Глядели хмуро пушечные дула.
Был вдохновлён на подвиги солдат
Клокочущими песнями Джамбула
И опоясан связками гранат
Нас двадцать восемь. И Москва за нами.
Поля, снега… Россия велика!
Но отступать нельзя перед врагами
Ни на вершок. И ни на полвершка.
Пусть пять шагов всего – под танк с гранатой,
Пусть пять шагов – но пять шагов вперёд.
И вот на неизвестном полустанке,
Не в сказочной легенде, наяву
Они сердцами подрывали танки
За сердце человечества – в бою!
Ведущий 1:Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Звучит фонограмма ветра, метели. Стихотворение «Наш город в снег до пояса закопан», читает – (Волох А.) (№9)
Ученица 4 класса читает Дневник Т.Савичевой + стихотворение- (№10)
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу — не ответят… А в комнате — трое.
Нас в комнате трое, но двое……. не дышат.
Я знаю: не встанут. Я всё понимаю………….
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
стихотворение «Какая длинная зима», читает – (Липчанская Л.) (№11)
Ведущий 1: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов — по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь.
Ведущий 2: 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8—11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.
Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. (Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме)
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом — паспорта.
Ведущий 1: Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые расстреляли, задушили в газовых камерах, сожгли тысячи людей. Повсюду, где появлялись гитлеровцы, они оставляли свои кровавые следы.
Стихотворение «Варварство» читают Рома и Регина 10кл.(фонограмма дождя)(№12)
Ведущий 1: В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.
Отрывок из повести «Матерь человеческая» читает Иванова К. (№13)
Ведущий 2: (звучит вой сирены) Часто в жизнь города врывалась сирена воздушной тревоги — это означало, что город подвергся нападению с воздуха. Жители прятались в бомбоубежища: в метро, в подвалы, хотя бывало, что бомбы попадали и туда.
Ведущий 1: Тем временем на фронте началось мощное наступление противника на южном направлении. На пути немецких войск стоял город Сталинград. Бои за город шли больше месяца, основную тяжесть приняли на себя армии Чуйкова и Шумилова. Одним из командующих немецкими войсками был генерал Паулюс. Планировалось взять Мамаев курган — самую высокую точку города — и с высоты держать под обстрелом весь город. Более четырёх месяцев бои шли на улицах города.
Ведущий 2: После Сталинградской битвы произошёл главный поворот в войне. Это была Великая Победа нашего народа. Сводки Совинформбюро становились всё лучше, был освобождён Ростов-на-Дону, снята блокада Ленинграда. Советские войска шли по своей земле на запад.
Песню «Эх, путь-дорожка фронтовая» исполняют – 8 «А» (№14)
Ведущий 1: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Это история нашей страны. А еще, в годы войны, когда наступало затишье после боя, боевое настроение у солдат поддерживали задорные танцы.
Песню «Смуглянка» исполняют —) 9кл. (№15)
Ведущий 2: И вот уже у стен Рейхстага ожесточенный бой кипит, советских воинов отвага
в последней схватке победит. И над фашистскою столицей, пронзая синеву насквозь,
как вестник славы, вольной птицей, Победы знамя вознеслось!
Звучит запись Левитана о конце Войны
Ведущий 1: День Победы – это радостный и горький праздник. За плечами этого праздника страшное время войны. Войны, ставшей тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Войны, длившейся 4 страшных года, 1418 дней и ночей.
Ведущий 2: Война лишила сотни тысяч детей отцов и матерей, дедов, старших братьев. Она унесла более 27 миллионов человеческих жизней.
Ведущий 1: Более 27 млн. за 1418 дней – это 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 1 человек в минуту. Каждый пятый житель нашей страны погиб во время войны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать – 52 года!!! Вот что такое 27 млн.
Ведущий 2: Фашизм принёс народам земли неисчислимые жертвы. В каждой европейской стране есть своё село и город боли и слёз. Они обвиняют фашизм.
Ведущий 1: Фашизм обвиняют газовые камеры концентрационных лагерей смерти. Взывают о возмездии узники Бухенвальда, Дахау, Освенцима, мёртвые Бабьего Яра, сожжённые заживо жители белорусской деревни Хатынь.
(На экране вечный огонь)
Чтец 1:
У Кремлевской стены, где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь и в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Чтец 2:
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Чтец 3:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Ведущий 1: Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом против войны!
Ведущий 2: Встаньте! И голоса погибших зазвучат в ваших душах – и это будет нашей молитвой!
Минута молчания.(Метроном)
Танец «Журавли», исполняют 8 «Б» класс. (№16)
Выходят первоклассники:
Чтец 1:
Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат!
Чтец 2:
Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут!
Чтец 3:
Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом!
Чтец 4: Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны!
Песня «День Победы», исполняют – 11 «Б» (№17)
Ведущий 1: Дню Победы слава! (дети –СЛАВА!)
Ведущий 2: Ветеранам слава! (дети – СЛАВА!
Ведущий 1: Счастью, миру на земле -слава!
Все хором: Слава! Слава! Слава!