Всего в празднике участвовало 10 детей, из них 8 10-леток, один — чуть старше и один — на пару лет младше. На этот раз мы были дома (а не на природе, как обычно), т.к. постоянно использовали всякую технику, да и опыты требовали «домашних» условий.
Гостям заранее раздали стилизованные приглашения с мужественным архимедовым профилем на обложке.
Мы начали праздник с просмотра мультика «Коля, Оля и Архимед» — этакой советской истории о путешествии пионеров в Древний мир и постижении на практике закона Архимеда. В нашем случае это было введение в тему. При помощи Movie Maker в конце я вставила титры: «Внимание! Срочно вставьте бумагу в принтер! Вам письмо от Архимеда». Письмо было, разумеется, заранее отправлено на печать, поэтому, как только бумага была вставлена, принтер распечатал послание. Не буду приводить его полностью, но суть его сводилась к тому, что Архимед из глубины веков обращается к детям и приглашает их в мир физических законов. Он будет общаться с ними при помощи компьютера, для чего им необходимо найти файл «Архимед» на рабочем столе и запустить его (та самая программка Татьяны П.). А в качестве помощника он отправляет к ним своего ученика и друга доктора Григориуса (наш папа Гриша, завернутый в белую простыню, самый настоящий физик).
Дети быстренько нашли файл и запустили программку (естественно, с предварительно внесенными в нее изменениями). Приветствие звучало так:
«Сегодня вас ждут эксперименты, задачи, опыты и испытания. После каждого опыта вы должны будете ответить на мой вопрос и ввести в компьютер ответ. Если он верен, то вы сможете получить следующее задание. Вводить коды вы будете по очереди, начинает именинница. Но для начала я должен проверить ваш интеллект и эрудицию. Вы готовы? Если да, то нажмите любую клавишу».
Ребята нажимают клавишу и получают первое задание:
1. Найдите конверт №1 (Где? Указываем потайное место). Прочитайте утверждения и угадайте, правда это или нет. За каждый правильный ответ («да» или «нет») вы узнаете одну букву. Отгадайте, какая страна и ее столица спрятаны в получившемся предложении, и введите их заглавными русскими буквами через пробел (сначала страну, потом город).
Конверт №1
В нем — список утверждений. Задание заимствовано у Татьяны П., там можно посмотреть вопросы и правильные ответы.
Для этого испытания я приготовила специальную форму. Искомое предложение было записано на большом листе карандашом (тоненько, чтобы не просвечивало). Каждая буква была закрыта двумя листиками. На верхнем был написан номер вопроса, на втором (опять же, тоненько) — правильный ответ («да» или «нет»). То есть, мы читали утверждение, например: «Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые». Ребята обсуждали, правда это или нет, и выдавали групповое решение. Мы поднимали первый листочек и смотрели, что на нем написано — «да» или «нет». Если их ответ был верный, мы поднимали второй листик, под которым была буква. Если ответ бы неверен, но буква оставалась закрытой.
В нашем случае открыть все буквы не удалось (хотя надо заметить, что дети с первого раза дали больше правильных ответов, чем я, когда впервые читала эти вопросы), но их оказалось достаточно, чтобы угадать оставшиеся.
Наше предложение было такое: «Франц и я заключили пари, Жак — свидетель» В нем мы нашли страну — Франция и столицу — Париж. Это — «зацепки» на будущее (т.к. история воздухоплавания начинается именно во Франции). Вводим кодовые слова в компьютер, переходим к следующему заданию.
2. Молодцы, вы отлично справились! Теперь найдите конверт №2 (указываем место, где искать). Там вы найдете описание нескольких физических опытов. Все необходимое — на столе. Внимательно прочитайте описания опытов и только потом проведите их. Не забудьте пригласить доктора Григориуса — он будет вашим верным помощником. Обсудите, как это получается, благодаря чему? Введите это слово, это — код.
Несмотря на простоту всех предложенных опытов, я бы советовала сначала попробовать провести их самим, так как во всех есть некоторые нюансы.
Перед каждым описанием было предупреждение, что сначала нужно внимательно прочитать описание опыта, и только затем приступать к его выполнению.
Все необходимое оборудование собрано на небольшом столике. Оттуда дети берут то, что им необходимо для проведения данного опыта.
Конверт №2
Опыт 1.
Оборудование — стакан, бутылка с водой, плотная бумага, тазик
Возьмите стакан, бутылку с водой и листок плотной бумаги.
Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Выльется ли вода из стакана?
Проводить опыт нужно над тазом.
Если вода налита доверху, бумага достаточно плотная и прижата хорошенько, то вода не выливается, а лист как бы приклеивается к краю стакана.
Опыт 2.
Оборудование — миска, подкрашенная вода, пробка, стакан
Возьмите высокий стакан и миску. В миску налейте подкрашенную воду (чтобы уровень воды был около 5-6 см), положите в нее пробку и поставьте прямо на пробку перевернутый вверх дном стакан. Остался ли под стаканом такой же уровень воды, как в тарелке?
Этот опыт называется «водолазный колокол». Если стакан достаточно высокий, а воды налито не слишком много, то под стаканом воды вообще не остается, пробка лежит на дне миски. А вне стакана уровень немного повышается. Воду можно немного подкрасить (например, марганцовкой), чтобы опыт выглядел эффектнее. Но можно использовать и обычную прозрачную воду.
Опыт 3.
Оборудование — тарелка, вода, свеча, зажигалка
В тарелку налейте немного воды (можно подкрашенной). Аккуратно поставьте в тарелку свечу («чайную», в металлической формочке), зажгите ее. Накройте свечу бокалом так, чтобы он коснулся дна тарелки. Что произойдет с водой?
Когда свеча погаснет, вода будет всасываться внутрь стакана. Чтобы опыт выглядел эффектнее, лучше налить совсем немного воды. Тогда она вся всосется в стакан, а тарелка вне стакана будет сухая. Если взять не тарелку, а небольшое блюдце, то оно вообще «приклеится» к стакану, и стакан можно будет приподнять вместе с блюдцем.
Опыт 4.
Оборудование — прозрачная бутылка с водой, пробка, пипетка
Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки, подержите немного. Что произойдет с пипеткой?
При сжатии бутылки пипетка будет опускаться на дно. Для этого опыта очень важно проконтролировать, сколько воды набрано в пипетку. Если ее слишком мало, потребуется очень сильно сдавливать бутылку, детских сил на это не хватит. Если воды в пипетке больше, бутылку достаточно сжать совсем чуть-чуть, и опыт выглядит гораздо эффектнее.
После всех опытов обсуждаем, действие какой физической силы они нам иллюстрировали. Надо заметить, что дети оказались достаточно «продвинутые» и в помощи доктора Григориуса почти не нуждались.
Вводим в компьютер кодовое слово — давление. Получаем следующее задание
3. Найдите конверт №3 (место). Проведите опыты. Благодаря какой силе это получается? Введите код.
Конверт №3
Опыт 1.
Оборудование — тарелка, вода, полоска бумаги, ножницы, жидкость для мытья посуды
Налейте в тарелку чистой воды. Возьмите ножницы и, держа над тарелкой узкую полоску бумаги, отрезайте от нее маленькие квадратики, стараясь делать это так, чтобы падающие в воду кусочки располагались на воде кольцом на середине тарелки и не прикасались ни друг к другу, ни к краям тарелки.
Возьмите мыло (или жидкость для мытья посуды) и капните одну каплю в центр тарелки. Что произойдет с бумажками?
Они стремительно разлетятся к краям тарелки.
Опыт 2.
Оборудование — тарелка, вода, лезвие, иголка, кнопки, магнит
Может ли металл плавать по воде? Очень осторожно возьмите лезвие бритвы (оно очень острое!) и положите его на поверхность воды. Что произошло? Попробуйте утяжелить лезвие, осторожно положив на него иголку и 1-2 кнопки. Попробуйте положить на воду иголку. Что получится, если ее предварительно намагнитить?
Если лезвие положить на воду аккуратно, оно не утонет, а будет плавать по поверхности воды. При его утяжелении (иголкой и кнопками) можно увидеть, как оно немного вдавливается в воду, но все равно не тонет. Если иголку предварительно намагнитить, получится компас. Также можно попробовать водить лезвие или иголку по воде магнитом.
Опыт 3.
Оборудование — бокал, подсолнечное масло, спиртовая смесь, пипетка, мисочка
Налейте в бокал подсолнечного масла. Налейте в мисочку немного спиртового раствора. Возьмите пипетку и аккуратно, по капельке, вводите раствор в масло. Что с ним происходит? Какую форму принимает жидкость? Почему? Продолжайте добавлять раствор пока… Пока не произойдет что?
Я взяла обычную водку, содержание спирта оказалось достаточное. Можно взять медицинский спирт и развести водой.
Спиртовой раствор собирается в красивый шар, который висит у поверхности. Когда он становится достаточно тяжелый, он красиво и плавно опускается на дно. Для этого опыта лучше взять не стакан, а высокий бокал на ножке. Так будет легче наблюдать снизу, чтобы увидеть шар.
Обсуждаем, как это все получается — бумажки разбегаются, лезвие плавает, спирт собирается в шар. Ключевое явление — поверхностное натяжение. Вводим слово натяжение, переходим на следующий уровень.
4. Кажется, друзья мои, вы немного устали. Вам нужно немного подкрепиться и отдохнуть. Съешьте угощение и напишите, понравилось ли оно вам.
Делаем перекус (бутерброды, сок), пишем «да», переходим на следующий уровень.
5. Найдите конверт №4 (место). Проведите опыты. Действие какой силы иллюстрируют эти опыты? Введите код.
Конверт №4
Опыт 1.
Оборудование — 2 яйца (вареное и сырое), тарелка
Раскрутите оба яйца на большой тарелке. Вы видите, что яйца ведут себя по-разному. Как понять, какое из них вареное?
Вареное яйцо крутится, а сырое — нет.
Опыт 2.
Оборудование — стакан, открытка, монетка
Возьмите стакан. На него положите открытку, а на открытку — монетку. Резко щелкните по открытке. Что произойдет с монеткой? (Она упадет прямо в стакан) Что будет, если открытку медленно потянуть? (Монетка будет двигаться вместе с открыткой)
Обсуждаем, вводим слово «трение», переходим на следующий уровень.
6. Найдите конверт №5 (место). Проведите опыты. Что изменяется в воде, какая ее характеристика? Введите код.
Конверт №5
Опыт 1.
Оборудование — три банки, спиртовой раствор, соль, вода, яйцо, лед
Возьмите три емкости. Налейте в одну спиртовой раствор (крепости водки не хватило, нужна немного бОльшая. Можно использовать не спирт, а самый дешевый одеколон); во вторую — воду; в третью — раствор соли. Положите в первую емкость (со спиртовым раствором) яйцо и кусочек льда. Переложите их во вторую емкость (с соляным раствором), а затем в третью (с чистой водой). Что с ними происходит? Как это объяснить?
В спирте и лед, и яйцо тонут, в соли оба плавают, в воде яйцо тонет, а лед — нет.
Опыт 2.
Оборудование — восковой шарик с утяжелением, стакан, соль, вода, прозрачная бутылка с водой
Возьмите восковой шарик. Положите его в емкость с водой (емкость должна быть наполнена где-то наполовину). Шарик немного утяжелен (сам он размером с крупную виноградину, внутри у него 2-3 скрепки), поэтому он тонет. Приготовьте раствор соли (растворяйте соль в стакане воды, пока она не перестанет растворяться). Подливайте в воду понемногу насыщенный раствор соли и слегка перемешивайте. Что происходит с шариком?
Он всплывает. Регулируя количество воды и соляного раствора, можно добиться того, что шарик будет висеть в середине емкости.
Обсуждаем опыты, вводим слово «плотность». Получаем последнее задание:
7. Помните основной закон, который я открыл и доказал? На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила! Много веков люди пытались использовать эту силу, чтобы оторваться от земли и подняться в небо. Как назывался первый летательный аппарат, на котором человек поднялся в воздух? Введите название заглавными буквами.
Вводим слово «аэростат» (я сознательно не взяла «воздушный шар», т.к. это, во-первых, слишком просто, во-вторых, не совсем корректно с научной точки зрения) и получаем прощальное сообщение от Архимеда:
«Действительно, аэростат (или воздушный шар, как мы привыкли его называть) осуществил мечту человека оторваться от земли. Мне не суждено было увидеть это своими глазами, но я точно знаю, что это случилось. Найдите на рабочем столе компьютера файл «Аэростат» и послушайте историю воздухоплавания и первых полетов человека. А заодно вспомните про Францию! Как знать, может быть, вам даже удастся самим построить свой аэростат!
А я, Архимед, прощаюсь с вами. Шлю вам привет из далекого прошлого, желаю новых интереснейших открытий и всего наилучшего!»
В поисках информации об аэростатах я нашла потрясающий ресурс, в котором история воздухоплавания изложена лаконично, но очень содержательно, текст легкий для восприятия и сопровождается невероятно красивыми картинками. Это сайт Киевского воздухоплавательного общества. Обязательно пролистайте все 9 страничек!
По мотивам этой статьи я подготовила небольшую презентацию в Power Point. Текста там было минимум (в основном картинки), я старалась рассказывать сама и по ходу давать детям всякие задания, чтобы не заскучали. Например, когда мы дошли до первых пассажиров монгольфьера, 3 добровольца должны были изобразить их пантомимой (без звуков!), а остальные — догадаться, кто это (баран, петух и утка). И так далее.
В гостях у Архимеда (сценарий дня рождения для взрослеющих детей)После презентации мы взялись за постройку собственных аэростатов (еще раз спасибо Тане Лавреновой за идею!). Но для начала нужно было сделать пассажиров. Мы делали веревочных человечков. Вяжутся они достаточно просто из двух веревочек, одна чуть короче (это основание — голова и ножки), вторая — чуть длиннее (это руки и тело). А можно было, например, нарисовать и вырезать свой портрет или слепить пассажиров из пластилина.
Потом мы занялись корзинами. Маленькие корзинки (видимо, кашпо, около 12 см в диаметре) я купила заранее (совсем недорого, по 15 руб.), к ним мы привязали прочные нитки одинаковой длины.
Мне удалось найти действительно огромные воздушные шары (около метра в диаметре), которые мы надули гелием (заранее купили баллон, что в Москве — не проблема).
Предварительно дети разделились на пары, и каждая пара делала один аэростат. Это было связано не только с ограниченным количеством газа (его бы просто не хватило на 10 таких шаров), но и с тем, что в одиночку справиться было непросто.
К шарам скотчем прикрепили нити, привязанные к корзинкам.
Внимание! Скотч ни в коем случае нельзя отклеивать от шара, т.к. он может лопнуть. Мы так потеряли один аэростат!
В корзинки мы посадили своих пассажиров, а также положили записки, в которых на одной стороне было написано пожелание имениннице (было озвучено авторами), а на второй — собственное заветное желание (осталось в секрете). Потом мы дружненько вышли на улицу и на счет «раз-два-три!» запустили свои аэростаты. И долго следили за их полетом в облаках — благо, погода была ясная.
Было, конечно, немного жалко выпускать свои произведения искусства, но гелий из шаров все равно бы за сутки улетучился, и наши красивые рвущиеся в небо шары превратились бы в помятые тряпочки. А так мы все — и дети, и взрослые, и случайные прохожие — получили массу ярких впечатлений!
А дома нас ждало угощение — пицца и именинный торт.