Сценарий Пушкинского праздника в детском саду

Дети входят в зал под классический вальс, садятся полукругом на стулья.

Ведущий: — Был на Руси поэт. Любила и ласкала

Русь благодарная питомца своего.

И слава шумная цветами украшала

Чело открытое его.

-Ребята, вы, наверное догадались, кому посвящены эти стихи?(Ответы детей).

-Конечно же, сегодня наша речь пойдёт об этом замечательном русском поэте.(Портрет на слайде)

Мы с вами поговорим о том, когда жил и кем был Александр Сергеевич Пушкин.

-А кто из вас, ребята, знает, в каком году Пушкин родился (в 1799 г.)

-А сейчас какой год?

-Если бы он был жив, то ему исполнилось бы 215 лет. Люди могут жить по 215 лет? (Нет)

-А вот стихи живут. Почему?(Ответы детей)

-Да, Пушкин писал такие стихи, повести, сказки, поэмы, каких до него никто не умел писать. Всё, что выходила из-под его пера, было необычно, ново, талантливо.

-Да, 6 июня 1799 года в Москве появился на свет маленький Саша Пушкин. Его милые детские глаза блестели удивительно умные, не по детски серьёзные, широко раскрытые голубые глаза, у него были чуть припухлые губы, светлые пушистые волосы.(На слайде портрет маленького Пушкина.) Он был такой же как вы: немного нескладный и живой, порывистый, вспыльчивый, дерзкий, немного замкнутый. Он так же любил играть, гулять и слушать сказки, стихи, музыку. Его родители — Сергей Львович и Надежда Осиповна были очень грамотными, образованными людьми и старались дать хорошее образование и своим детям. У Александра Пушкина была ещё старшая сестра и младший брат. В доме у Пушкиных всегда собиралось много гостей: это были знаменитые писатели, поэты, историки. Саша Пушкин жадно вслушивался в их пылкие речи, забывшись где-нибудь в уголке, чтобы никому не мешать.

Любил маленький Пушкин бродить по тенистым дорожкам Московских садов и парков..

И часто я украдкой бегал

В великолепный мрак чужого сада

Под свод искусственных порфирных скал…

Любил я светлых вод и листьев шум

И белые в тени деревьев кумиры,

И в ликах их печаль подвижных дум

Все мраморные циркули и лиры.(На слайде пейзаж парка)

Когда Саша научился читать, очень он любил находиться в кабинете отца, где было очень много книг. Выждав момент, когда родители уезжали, Пушкин проникал в кабинет, забирался в огромное отцовское кресло и при свете свечи читал. Он не видел и не слышал ничего вокруг, только книги.

Укрывшись в кабинет

Один я не скучаю

И часто целый свет

С восторгом забываю.(Слайд кабинета-библиотеки)

Хотя родители Пушкина и старались дать сыну хорошее воспитание и образование, больше всего с ним занималась его бабушка-Мария Алексеевна Ганнибал. И ещё одна женщина подарила Пушкину всю свою любовь, заботу, нежность, ласку. Этой женщиной была его няня.

-Как её звали, ребята?(Арина Родионовна) (На слайде портрет няни)

Да, ласково, поэт даже назвал её «мамушкой»:

-Ах! умолчу ль о мамушке моей

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеяльце

Она, духов молитвой уклоня

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнувшись бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы…

Да, эта простая русская женщина очень любила маленького Сашу. Она знала очень много сказок, песен. А поговорки, пословицы, присказки не сходили у ней с языка. И всё это она передала поэту.

Удивительно, но эту безграмотную и вместе с тем необыкновенно талантливую рассказчицу, простую и сердечную русскую крестьянку и молодого поэта соединяло истинное сердечное чувство. С детских лет он хранил память о её рассказах и напевах, он помнил и о том, как умела она утешить все его детские обиды.

Уже будучи взрослым, где бы ни был Пушкин, он всегда вспоминал о своей милой доброй Арине Родионовне и приезжая к ней, читал ей его написанные новые стихи, поэмы, сказки и она была очень внимательным слушателем. Ведь недаром Пушкин назвал её «единственной подругой, с которой не скучно».(На слайде картина, где Пушкин читает стихи няне.) Сколько добрых и нежных слов посвятил А.С. Пушкин Арине Родионовне в своих стихотворениях.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Няне». «Подруга дней моих суровых…»

Вот так, часто засиживались они вдвоём в тихие летние и осенние дни, не скучно им было и в длинные зимние вечера. Давайте представим один из этих вечеров. За окном темно, завывает вьюга, а в комнате потрескивают дрова в камине, горит свеча, за столом сидят два человека: Пушкин и его няня. У неё в руках спицы, она вяжет и плавным певучим голосом что-то рассказывает, Пушкин с пером, чернильницей и бумагой внимательно слушает и записывает.

Ансамбль девочек исполняет песню «Буря мглою небо кроет».

Да, очень близким человеком была для Пушкина его няня, Арина Родионовна. Как я уже говорила, она была первым слушателем его стихов. Поэтический дар Пушкина пробудился рано. Писал он ещё в детстве, но особенно ярко это стало заметно во время его учёбы в специальной школе для мальчиков -в лицее, куда был определён 12-летний Пушкин. (На слайде — лицей)

В те дни, в таинственных долинах

Весной, при кликах лебединых

Близь вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

А стихи Пушкин писал самые разные, всё было предметом его поэзии. Он отзывался на всё, откликался на всё. Жадно мы читаем его стихи о родной природе, посвящённые чёрному морю, торжественным горам Кавказа, печальным степям Малдавии, с гордостью повторяем стихи о Москве и Петербурге, нам дорога В Пушкине его любовь к русской истории, к богатырским подвигам народа. Мы как бы становимся участниками этих событий. Много стихотворений он посвятил своим друзьям.(Соответствующие слайды)

Пушкинская любовь к природе давно стала и нашей любовью. Нас завораживает его описание русской зимы-«волшебницы» с её буйными метелями и «сиянием розовых снегов».

Ребёнок читает стихотворение «Вот север, тучи погоняя…».(Слайд с зимним пейзажем)

Девочки исполняют танец снежинок.

Ребёнок читает стихотворение «Зимнее утро»(На слайде соответствующий зимний пейзаж)

Ведущий: -Весеннее время года Пушкин любил меньше.

-Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь -весной я болен

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен.

Ведущий: -Тем не менее у Пушкина есть прекрасные стихи, посвящённые весне как «ясному утру года».

Ребёнок читает «Гонимы весенними лучами». (На слайде весенний пейзаж)

Ведущий: Весна — это пробуждение природы. Пушкин часто наблюдал, как веселятся и поют весной на лугах простые русские крестьяне. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

Дети исполняют хоровод «Как под наши ворота».(На слайде картина с русским хороводом)

Ведущий: — Не очень жаловал поэт и лето красное.

-Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь, как поля, мы страдаем от засухи,

Лишь как бы напоить да освежить себя-

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи.(На слайде летний пейзаж)

Немного жаль, что не любит поэт такое прекрасное время года -лето. А вам оно нравится, ребята? Да, лето- пора тепла, солнца, зелени и ярких, пёстрых цветов.

Дети исполняют танец цветов.

Ведущий: Но какое же время Пушкин любит больше всего? Как вы думаете?(Ответы детей)

-Конечно же осень(Слайд с осенним пейзажем)

Дни поздней осени бродят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной.

-Да, осень была любимым временем года поэта. Много стихов посвятил он этой «унылой поре»?

Ребёнок читает стихотворение «Унылая пора».(Слайд: Пушки на скамье в парке осенью).

Ребёнок читает стихотворение «Уж небо осенью дышало».

Ведущий: Да, вот так любил А.С.Пушкин сидеть на скамейке и под шелест падающих листьев сочинять свои стихи. Любил он и прогуливаться по осенним аллеям, покрытым ярким ковром из опавших листьев. Давайте и мы с вами немного погуляем по осенним улицам.

Дети исполняют песнь с танцевальными движениями, держа в руках листья: «Закружилась листва золотая»

Ведущий: Очень любил Пушкин и простой русский народ. Как мы с вами уже говорили, очень любил он свою няню -простую русскую крестьянку. Живя в деревне поэт постоянно общался с крестьянами, дворовыми и крепостными, знакомился с богомольцами, бродягами, певцами. Его часто видели то запросто беседующим со встречным мужиком, то одетого в простую русскую рубашку среди народной толпы. Сядет наземь, соберет к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи рассказывают. Много стихотворений посвятил А.С.Пушкин простым русским людям: крестьянам, ямщикам и просто деревенским мальчишкам. Послушаем одно из этих стихотворений.

Ребёнок читает стихотворение «Зима! Крестьянин торжествуя…»(Соответствующий слайд)

Ведущий: Но не чужда была поэту и роскошная светская жизнь. Находясь в столицах- в Москве, Петербурге Пушкин любил бывать и на балах.(Слайд с картиной бала)

Выходят 3 пары: мальчик и девочка.

1 ребёнок: Музыки грохот, свеч блистанье

Мельканье, вихрь быстрых пар,

Красавиц пёстрые уборы

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг.

2 ребёнок: Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

3 ребёнок: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Дети исполняют бальный танец под классическую музыку. Девочки держат в руках веера.

Ведущий: — На одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Она считалась самой красивой в Москве. Поэт полюбил эту юную прекрасную девушку, и вскоре она стала его женой. В Москве говорили, что первый поэт России женился на первой русской красавице. Поэт восхищался и боготворил свою избранницу. Он так писал о ней:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий: Пушкин очень любил свою жену. В его семье родилось четверо детей — два мальчика и две девочки: Маша, Саша, Гриша и Наташа.

Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь, но до сих пор живут его произведения. А что писал Пушкин?(стихи, романы, поэмы, повести, сказки). Конечно же, сказки нам ближе всех. Давайте мы их сейчас вспомним. «Ах, что за прелесть, эти сказки, каждая есть поэма.» А кто же лучше всего сможет рассказать нам сказку? (Арина Родионовна).

Входит персонаж — Арина Родионовна. Садится с вязанием.

Ребёнок: Арина Родионовна, расскажите нам сказку, как маленькому Саше Пушкину рассказывали.

Арина Родионовна: — Сказку? Ну что ж, слушайте….

Гаснет свет. Зажигается светильник.

Арина Родионовна: У моря Лукоморья стоит высокий дуб, а на нём золотая цепь…(на слайде появляется картинка с дубом в Лукоморье)

Выходит ребёнок и читает стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный».

Арина Родионовна: — Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр…

Детьми исполняется сценка «Три девицы под окном».

Арина Родионовна: Царь уехал воевать. А царица тем временем разрешилась чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в затылке месяц. Злая мачеха решилась погубить его и мать его — послала к царю гонца, а гонца допьяну напоили и поменяли ему письмо. И написали повеление, чтобы царицу с её сыном в бочку засодить. Так и сделали. И пустили бочку в море-окиян. Но волны их на берег выбросили. Вышли они на сушу. Сын избрал место и, с благословения матери, выстроил город и стал в оном жить-поживать. И много в этом городе чудес было.(На слайде картинка с белкой)

Ребёнок читает:

«Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая.

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

В них скорлупки золотые.

Дети исполняют оркестром инструментов пьесу «Во саду ли в огороде», в центре — ребёнок-белочка, играющий на треугольнике.

Ведущий: Все вы, ребята узнали эту сказку. Как она называется?(«Сказка о царе Салтане».)

— А вы знаете, Арина Родионовна, наши ребята все сказки Пушкина знают почти наизусть. Вот посмотрите…

Сценка из «Сказки о золотой рыбке».(Диалог старика и старухи)(На слайде иллюстрация сказки)

Ведущий: — А эту сказку вы узнали? А вот ещё одна сказка.

Сценка из «Сказки о мёртвой царевне».(На слайде иллюстрация из сказки)

Ребёнок: Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица.

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ребёнок в роли царицы произносит монолог с зеркалом:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»

Ведущий: — И эту сказку мы хорошо знаем. И следующую тоже.

Дети исполняют сценку из «Сказки о золотом петушке»(Диалог Дадона и Мудреца)(На слайде иллюстрация к сказке)

Ведущий: — Вот мы с вами, ребята, сегодня и поговорили о великом русском поэте — Александре Сергеевиче Пушкине, о его жизни, о его творениях. Все мы очень любим этого великого гения, любим его стихи и сказки. Но это только начало. Когда вы пойдёте в школу, то ещё больше узнаете об этом великом человеке, научитесь читать и прочтёте множество его произведений.

Дети читают стихотворение Я. Полоцкого «А.С. Пушкин»(На слайде портрет поэта)

1-й ребёнок: Пушкин – это возрожденье

Русской музы, воплощенье

Наших первых дум и чувств,

Это незапечатленный

Ключ поэзии священной

В светлой области искусств.

2-й ребёнок: Это старой няни сказки,

Это молодости ласки,

Огонек в степной глуши.

Это слезы умиленья….

Это смутное влеченье

Вечно жаждущей души….

3-й ребёнок: Это — гений, все любивший,
Все в самом себе вместивший

Всеобъемлющ и велик…

Нынче мы поэта хвалим –

И на пьедестале славим

Прославляющий нас миг.

Оцените статью
Добавить комментарий