Сценарий фольклорного праздника для дошкольников

Действующие лица: Хозяйка, Домовёнок Кузя, Баба-яга.

Оборудование: Костюм Хозяйки, Кузи, Бабы-яги, горшочек с кашей, ватрушки, платочки, канат, крупа (гречка и фасоль), четыре блюда, картинки с продуктами, пластилин, стеки, доски, столы.

Звучит мр 3 № 1 Светит месяц

СЛАЙД № 1. Кудесы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Гости долгожданные, желанные! Добро пожаловать в мою горницу, на праздник «Кудесы», милости просим!

СЛАЙД № 2. Русская изба

Хозяйка: А кто из гостей, мне ответит, что же это за праздник такой – «Кудесы»? (Ответы детей)

Хозяйка: Кудесы — день угощения домового. А кто такой домовой? (Ответы детей)

СЛАЙД № 3. Домовой

Хозяйка: Домовой в доме живет за печкой, поэтому в народе говорят: «Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник». Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились.

СЛАЙД № 4. Хороводы

Хозяйка: Летние праздники на Руси были всегда самыми веселыми и разгульными. И готовились к ним по-особому: юноши и девушки плели себе венки, разводили в лесу костры, водили хороводы. Вы, я тоже вижу, все подготовились к нашему празднику, все нарядились. Давайте устроим дефиле в наших головных уборах: чье дефиле будет самым веселым, самым лучшим, и понравится нашему домовенку?

СЛАЙД № 5 «Дефиле венков»

Звучит мр 3 папка ДЕФИЛЕ

Хозяйка: Молодцы! Давайте все вместе поаплодируем друг другу, я думаю, что все дефиле были достойными. Что ж, к празднику все готово, не хватает только виновника торжества.

Давайте все вместе позовем нашего домового:

Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу! (Все вместе зовут – 3 раза)

Домовой: В центре вашем я живу с самого открытия,

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живете, как поете, что на завтрак, на обед.

Все я знаю, все я слышу, ведь живу здесь 20 лет.

Знаю все ваши секреты, могу много рассказать.

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.

С днем рожденья поздравляют меня ваши малыши!

Хозяйка: Кузя. а мы знаем, что на день рожденья без подарков не ходят, и мы приготовили тебе угощение – горшочек каши! (Подает горшочек каши)

Звучит мр 3 № 2 Вынос каши

Домовой: Ой, как кашу я люблю! Это моя самая любимая еда! Ребята, а вы любите кашу? (Ответы детей)

А еще я люблю танцевать.

Хозяйка: Ребята, давайте поддержим нашего домовёнка и станцуем вместе с ним. Для этого мы разделимся на три команды.

1-ая команда по моему сигналу будет вставать с места и махать платочками.

2-ая команда топать ногами.

3-я команда будет кружиться вокруг себя.

Звучит мр 3 № 3 Барыня (проходит конкурс)

Баба-яга: У-у-у! Лечу! Разойдитесь! (Влетает в зал на метле)

Всем привет, это я Баба-яга! Не опоздала ли я на праздник?

(Баба-яга обнимает Кузю)

Кузенька, яхонтовый ты мой, поздравляю тебя с Днем рождения. Подарочки тебе приготовила, твои любимые ватрушечки.

Домовой: Опять ватрушки! Да блины я люблю со сметаной! Только ты меня больше не выкрадешь! Вон здесь сколько ребят – сила!

Баба-яга: Да какая это сила, яхонтовый мой! Я как дуну, да как плюну, всех отсюда сметет!

Хозяйка: Да, Баба-яга, ты все нечестно делаешь, а вот по-настоящему, силой с ребятами помериться можешь?

Баба-яга: А, что ж не помериться силой, давайте. Только как?

Хозяйка: А вот как – кто канат перетянет, тот и сильнее.

СЛАЙД № 6 «Баба-яга»

Проходит игра «Перетягивание каната с Бабой-ягой».

Звучит мр 3 №4 Во кузнице (проходит конкурс «Перетягивание каната»)

Баба-яга: Ух, устала я! Давайте теперь в мою игру поиграем,

Хозяйка: Игра называется «Баба-яга». Давайте все вместе встанем в кружок и подразним Бабу-ягу такими словами:

Бабка Ёжка, костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит: «У меня живот болит».

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку.

Как только зазвучит музыка – мы вытягиваем ручки вперед. Баба-яга будет бегать по кругу и стараться дотронуться своим помелом до ваших рук. Надо постараться быстро убрать их. Кто не успеет — выбывает из игры.

Звучит мр 3 № 5 Плясовая (Проходит игра «Баба-яга»)

Баба-яга: Ишь, вы какие сильные, да хитрые. Наверное, каши много едите!

Хозяйка: И кашу с маслом едим, и какао с молоком пьем!

Баба-яга: Буду нынче безобразничать

Буду нынче я проказничать

Перемешаю я муку и горох, и крупу (добавляет фасоль в тарелки с крупами)

Хозяйка: Ребята, Баба-яга проказничает, всю крупу перемешала, как же мы будем кашу варить, надо перебрать крупу. Помогите мне, пожалуйста.

СЛАЙД № 7 «Перебери крупу»

Звучит мр 3 № 6 Ах, мамочка (проходит конкурс «Перебрать крупу»)

Хозяйка: Ай, да молодцы! Отлично справились с такой нелегкой задачей.

А теперь, конкурс для капитанов. У меня на столе разложены картинки с разными продуктами. Вам необходимо выбрать картинки с теми продуктами, которые потребуются для каши.

СЛАЙД № 8 «Что для каши нужно»

Звучит мр 3 № 7 Балалайка (проходит конкурс «Что для каши нужно?»)

На двух столах разложены картинки с продуктами, дети должны выбрать только те, что нужны для приготовления каши.

(крупа, вода, масло, молоко, соль, сахар, морковь, картофель, и др.)

СЛАЙД № 9 «Кашу нам горшок вари»

Игра «Кашу нам горшок вари»

Домовой: Молодцы ребята, ох и вкусная каша будет. А теперь вставайте все в кружок. Наш кружок — это горшок. Молоком будет — …..,

солью – …, сахаром – …, крупой — …..

Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки, Домовой с детьми говорит слова:

Раз, два, три, раз, два, три, (Дети, держась за руки, идут по кругу.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Наливаем молоко. (Выходит молоко в центр круга.)

Варить кашу нелегко.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем соль, раз, два, три, (Выходит соль.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем сахар, раз, два, три, (Выходит сахар.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Насыпаем мы крупу. (Выходит крупа.)

Сколько нужно, не пойму.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Каша варится пых-пых (Руки к верху, приседаем.)

Для друзей и для родных.

СЛАЙД № 10 Древняя посуда

Домовой рассказывает о посуде, которая нужна для приготовления каши

Слайды с посудой

Домовой: В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. В древней Руси посуда всегда была деревянной.

Но деревянная посуда не годилась для приготовления горячей пищи. Если мы поставим деревянную миску в печь, она может сгореть. И поэтому люди стали искать материал, который не сгорел бы в огне. И это – глина.

СЛАЙД № 11 Раскатывание глины

Глиняную посуду в древней Руси лепили женщины каждый для своей семьи. Они раскатывали в тонкие жгуты глину и укладывали её по спирали. Получался горшок. Потом готовый горшок разглаживали, рисовали палочкой орнамент, и обжигали в огне. Так появилась глиняная посуда.

СЛАЙД № 12 Глиняная посуда

Хозяйка: А сейчас, я предлагаю детям вместе с воспитателями разделиться по группам, пусть каждая группа слепит свой горшочек для каши, а Кузя оценит ваше творчество.

СЛАЙД № 13 Слепи горшок

Конкурс «Слепи горшок»

Звучит мр 3 № 8 Ах, Самара городок (Конкурс «Слепи горшок»)

Домовой: А теперь хочу играть!

Приглашаю в круг всех встать!

(Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу. Домовой стоит в центр круга и выполняет соответствующие движения.)

СЛАЙД № 14 игра «Золотые ворота»

Хозяйка: Давайте все вместе повторим слова:

Дедушка Домовой,

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать — покажи!

Далее проводится игра «Золотые ворота»

В золотые ворота проходите господа
Первой мать пройдет, всех детей проведет

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

(Тех, кого поймали – становятся воротами)

Звучит мр 3 № 9 «Золотые ворота»

Домовой: Ой, спасибо, ублажили,

Кашей угостили.

Буду в доме вашем жить

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать.

Звучит мр 3 № 10 «Каравай»

Вручить всем ребятам на группу угощения.

Все: До свидания, до новых встреч!

СЛАЙД № 15 КАРАВАЙ

НА ЛИНЕЙКЕ:

Ведущий:

Здравствуйте, дети!

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник Кудесы приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

Будем шутить, смеяться, танцевать,

В русские народные игры играть!

Ох, и много праздников на Руси раньше было! Многие из них к нам пришли из глубокой старины.

А вот чему будет посвящен сегодняшний праздник, вы сами скажите, отгадав загадку:

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но, бывает злым порой? —

Существо то … (домовой).

Ведущий: Домовой — добрый дух. Обычно он — хороший хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

Сегодня праздник Кудесы — день угощения домового. В этот день наши предки общались с домовым и веселились, услаждая слух музыкой.

Русский народ раньше на праздники собирался, да наряжался.

Вот и вам, для того, чтобы попасть на праздник Кудесы необходимо принарядиться: сделать себе головные уборы (венки) из бросового материала. Придумать небольшой танец-дефиле в венках.

И в 11.00. мы ждем вас в актовом зале на празднике Кудесы.

В 16.30. для первой группы просмотр мультфильма «Домовенок Кузя»

Для третьей и четвертой групп просмотр русских народных сказок на выбор.

В 17.30.-18.00. Конкурс рисунков на тему: «Народные промыслы». Лучшие рисунки будут представлены на выставке.

Оцените статью
Добавить комментарий