Сценарий вечера романса для пожилых

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким –то стремленьем

Звуки откуда-то льются вокруг,

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь…

В эти минуты растаять бы можно

В эти минуты легко умереть…

Звучит романс.

1 вед. Добрый вечер, уважаемые слушатели!

2 вед. Здравствуйте, дорогие друзья!

1 вед. Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса.

2 вед. Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его?Романс — это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

1 вед. Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей.

2 вед. Они отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной.

1 вед. У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

2 вед. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила

Звучит романс.

1 вед. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

2вед. Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

1вед. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

2 вед. С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Бытовой — значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью. Романс, сходный с русской народной песней, — как бы своеобразное лирическое высказывание. Мелодия такого романса схожа с русской народной песней. Здесь поёт каждый звук, каждое слово, здесь просто и естественно выражены искренние чувства. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Исполняется романс «Не пробуждай воспоминаний».

1 вед. К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, результатом личных переживаний.

2 вед. Как бы ни развивалось творчество композитора, в нем всегда находилось место романсу, всегда оставался укромный уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, которые и становились благоприятной почвой для всходов романсовой лирики, встреча с которой рождает целый мир воспоминаний, прекрасных чувств.

1 вед. А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

2 вед. Если спросить, какой романс один из самых популярных, единодушный ответ будет: «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.С. Пушкина. История этого романса началась ещё в 1819 году.

1 вед. Представьте себе Петербург. Один из шумных светских вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки. Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Он следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами» — вспоминала Анна Керн.

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

1 вед. А она? Забыла ли она Пушкина? Нет, она стала восторженной поклонницей его стихов. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её.

2 вед. А.П.Керн вспоминает: «Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листках которого я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье». Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять».

2 вед. Но когда и как Глинка нашёл пушкинский стих?

1 вед.: В марте1839 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно, как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. М. И. Глинку поразила её печальная задумчивость, созвучная его настроению. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

2 вед. В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.

Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье».

Выходят трубадур и биограф – ведущий.

Трубадур: Как, в зале ещё пусто? До начала бала у меня есть еще 5 минут. Извините, забыл представиться. Я странствующий певец и поэт, на родине в Испании люди называют меня трубадур. Именно мы, бродячие певцы, в XIII веке создали новый музыкальный жанр – романс. Не так ли, знаток – биограф?

Биограф: Да, так. Слово романс происходит от испанского “романсе”, что значит романский, то есть исполняемый на романском (испанском) языке. В романсах – красивые плавные мелодии, лирические проникновенные слова о дружбе, любви, разлуке, ревности, красоте души и природы

Трубадур: А сейчас – бал.

Биограф: Грянет музыка, польются звуки, и закружатся пары в волшебном вальсе. (Уходят.)

Исполняется вальс.

(По окончании, вальсируя, появляется пара.)

Биограф: Среди гостей выделяется пара. Она – в маске.

Толстой: Позвольте представиться, Толстой Алексей Константинович.

С. А. Бахметьева: А я волшебная маска.

Он: Помилуйте, на дворе январь 1851 года, мы с Вами в Петербурге. Какое может быть волшебство?

Она: Вы пожалеете, что случайно познакомились со мной.

Он: Никогда! Я буду благодарен судьбе.

Она: Хорошо, я Софья Андреевна Бахметьева.

Он: Это у Вас был неудачный брак с полковником Миллером?

Она: Да, и еще роман с князем Вяземским.

Он: Это между ним и Вашим братом произошла дуэль?

Она: Да, князь убил моего брата, и все считают меня виновницей его гибели.

Он: (На колено перед ней) “Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий”. (Целует руку).

Она: Судьба свела нас на маскараде случайно.

Он: И на всю жизнь. (Вальсируя, уходят).

Биограф: В этом же 1851 году Толстой написал стихотворение “Средь шумного бала …”, которое посвятил своей будущей жене Софье Андреевне. Позднее, через 27 лет, П.И. Чайковский написал романс, удивительно музыкальный и напевный.

Звучит романс “Средь шумного бала случайно”. (А.К.Толстой – П.И.Чайковский).

Биограф: Вот и другая пара не менее знаменитых людей, приглашенных на наш бал. Он чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20 – летний Федор Иванович Тютчев. Она 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата.

Амалия: Какой Вы застенчивый, Теодор! Можно я буду Вас так называть?

Тютчев: Да, конечно.

Она: Вам нравятся старые улицы Мюнхена?

Он: Да, конечно.

Она: Вас впечатляют старинные немецкие поместья?

Он: Да, конечно.

Она: Вы удивительно воспитаны. Хотите, я открою Вам маленькую тайну? На самом деле мой отец прусский король Фридрих Вильгельм 3. А Ваша императрица Александра Федоровна – моя побочная сестра.

Он: Ах, Вы… Вы ослепительная красавица, Амалия!

Она: И не вздумайте из-за меня стреляться на дуэли.

Он: (Рассеянно, все время глядя на нее) Да… То есть нет. Я уезжаю из Мюнхена в отпуск… Но Вы… Вы одарены редкостной, уникальной красотой.(Прощаясь, уходит.)

Она: Прощайте, Теодор. (Уходит).

Биограф: За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Крюденером, который стал впоследствии русским послом в Швеции. Однако ее дружба с Тютчевым изменилась не более, чем ее внешность.

(В это время Тютчев пишет что-то на бумаге.)

Он: (Читает письмо). “Скажите ей, чтобы она меня не забывала, мою особу, разумеется, одну мою особу, все остальное она может забыть.… Скажите ей, что если она меня забудет, ее постигнет несчастье.… Выступит морщинка на лбу или на щеке, или появится прядка седых волос, ибо это было бы отступничеством по отношению к воспоминаниям ее молодости”.

Биограф: В 1833 году Тютчев, уже давно женатый на другой, написал стихотворение, которым, по – видимому, отметил десятилетие их встречи.

Тютчев: Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел, мы были двое,

Внизу, в тени шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой.

И солнце медлило, прощаясь,

С холмом, и с замком, и с тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл,

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

(1830-1834 г.).

Биограф: Все говорили, что Амалия не стареет и все так же прекрасна. За нею ухаживал царь Николай 1.

Амалия: (Прогуливается с зонтом). Какой жаркий июль! Здесь в Карлсбаде так шумно и многолюдно.

Тютчев: Врачи посоветовали мне подлечить здоровье, подышать воздухом Карслбада. (Вдруг увидев ее) Амалия!

Она: Теодор! Вы! Боже, какое счастье!

Он: Вы все так же прекрасны!

Она: Что Вы, Теодор!

Он: Это говорит мое сердце, которое восхищается Вами почти 50 лет.

Она: Действительно, почти полвека я знаю Вас, ценю Вашу любовь и дружбу.

Он: Помните, как мы гуляли по зеленым улицам Мюнхена?

Она: Пройдемте, Теодор, Карлсбад – городок не менее живописный, чем Мюнхен. Помните… (Уходят).

Биограф: В этот же день, 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, на одном дыхании он написал бессмертные стихи, посвященные любви, протянувшейся через всю жизнь. “Я встретил Вас – и все былое…”.

Звучит романс “Я встретил Вас…”. (Ф.И.Тютчев – Л.Малашкин)

Биограф: Последняя их встреча произошла через три года, когда у своей постели уже разбитый параличом поэт вдруг увидел Амалию. Лицо его сразу просветлело, в глазах появились слезы. Он долго молча на нее смотрел. А на следующий день продиктовал несколько слов в письме дочери Дарье.

Она: (Читает письмо). “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Аулерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мною. В ее лице прошлое лучших моих лет.

Звучит музыка.

Вед.

Сияла ночь.

Луной был полон сад; лежали

Лучи у наших ног в гостиной

без огней.

Рояль был весь раскрыт,

И струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари,

В слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь,

Что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб

Звука не роняя,

Тебя любить, обнять

И плакать над тобой.

И много лет прошло,

Томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос

Слышу вновь,

И веет, как тогда,

Во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь,

Что ты одна – любовь.

Эти стихи написаны русским поэтом Афанасием Фетом под впечатлением изумительного пения Т.А. Кузьминской, родственницы Л.Н. Толстого. Мягкая лирика романса, исполняемого Т.А., взволновала тонкую душу поэта, заставила его переживать. Недаром его стихи отличаются музыкальностью, поэтому многие из них стали замечательными романсами.

Вед. Обычно романс исполняли под аккомпанемент фортепиано. Но особенно популярным он стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.Сейчас мы послушаем романс, написанный на стихи А.А. Фета, в исполнении гитары.

Звучит романс “На заре ты ее не буди” (А.А.Фет)

Пары кружатся в вальсе.

Ведущий 1:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само.

Ведущий 2:

Не говори мне ничего, не говори, молчи.

В безумном сердце, как листок, дрожит огонь свечи.

Пусть боль души погасит он, волненье не вспугни.

В нем жизнь, и верность и любовь — их святость сохрани,

Ведущий 1:

Не говори мне ничего, не говори, молчи.

Пускай в вечерней тишине горит огонь свечи……

Звучит романс «Калитка»

Ведущий 2:

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить.

(В.И. Красов «Звуки», 1835г.)

Звучит романс

Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”. Рождение этого романса связывают с именами женщин, которых любил И.С. Тургенев. Это Татьяна Бакунина, Полина Виардо…

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс “Утро туманное”

Ведущий1: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Ведущий 2: Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булахова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булахова звучат, помогая людям пережить невзгоды.

Звучит романс «Гори, гори, моя звезда»
(сл. В. Чуевского, муз. П. Булахова)

Ведущий 1: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией “Слушайте, если хотите” (стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

Ведцщий 2: Настрой же струны на своей гитаре,

Настрой же струны на старинный лад,

В котором все в цветенье и разгаре.

Сияла ночь, луной был полон сад.

Звучит романс «Ночь светла». Муз. М.Шишкина, сл. Н.Языкова.

Ведущая:

Жестокий романс, я смеюсь над тобою

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случилось с судьбой

Ты просто и ясно ответил.

За то, что умна твоя старая грусть,

И я перед нею немею.

Звучит романс

Ведущий. В двадцатом веке романс не переставал быть популярным и любимым. Известны имена великих исполнителей романсов : Варвара Панина, Изабелла Юрьева, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Вадим Козин и, конечно же, Александр Ветинский. Многие композиторы двадцатого века обращались к жанру романса. Одним из них был Борис Иванович Фомин.

Ведущий. Б. И. Фомин был музыкально одаренным человеком, он — потомок М. В. Ломоносова. Родился в семье врача. Ввиду исторических событий в те времена (первая мировая война, гражданская война), он не смог получить музыкального образования, но ему помогли талант и упорство в самообразовании. Возвратившись после окончания гражданской войны в 1921 г. в Москву, он увлекся театром, сочинял детские балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставят ему клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начинает заниматься жанром романса. Огромную известность ему принес в 1924 году романс «Только раз бывает в жизни встреча». А несколько позднее большими тиражами были изданы и мгновенно раскупались его романсы: «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые», «Эй, друг, гитара». Но к концу 20-х годов в нашей стране старинные романсы были запрещены. Б. И. Фомин болезненно это переживал. Композитор много сделал для развития романса. Более 20 лет его квартира была вокальной мастерской для известных певиц Т. Церетели, К. Шульженко, Л. Черной и многих других. В годы Великой Отечественной войны песни Б. И. Фомина были очень популярными, композитор верил, что критика, которой посто­янно подвергалось его творчество, гонение — это лишь временное заблуждение, что его романсы все равно будут звучать, будут жить. Он был прав.

Звучит романс «Только раз».

Ведущая:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые…» из к-ф «Дни Турбиных».

Ведущий Двадцать первый век тоже не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!

Звучит романс в исполнении Е.Дятлова.

Ведущий.

Подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Если вслушаться, вдуматься, почувствовать русский романс, станет ясно, что, стремясь походить на Запад с его эмансипациями, феминизмом, шовинизмом и прочим, мы теряем что-то, что является неизмеримо более важным. Что наша русская душа стремится к прекрасному, к поэтичному… к русским романсам, в которых живёт любовь… Ведь пока жива душа, что-то же должно быть прекрасным и для неё.

Оцените статью
Добавить комментарий