Сценарий поэтического фестиваля в доу

Содержание
  1. Владимир Семенович Высоцкий…
  2. Он не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее—физики или лирики?
  3. Впрочем, пели и читали все—и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.
  4. Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.
  5. Следующим стал Высоцкий. Его голос зазвучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали. Не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна, а совесть поэта-гражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей совестью.
  6. Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера.Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил в Германии с отцом и мачехой. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву.Здесь Владимир закончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.
  7. Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ и после ее окончания стал работать в Московском драматическом театре им.Пушкина. Потом, когда в 1964 г. Открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом театре до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля—«Павшие и живые» по пьесе В.Розова—Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.
  8. Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.
  9. Пел и вне сцены—кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.
  10. Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие резких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения. бешеных ритмов, стремительных взлетов.
  11. Открытый, дуща нараспашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.
  12. Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.
  13. (Звучит запись песни «Я не люблю»).
  14. Многие пыталисб объяснить секрет популярности Высоцкого.Эта тема интересует и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа.
  15. Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу. Сам он говорил о своем творчестве:»…Это вообще не песня—это стихи, которые исполняются под гитару… Я занимаюсь авторской песней—сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, раговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят…»
  16. Первые песни—дань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».
  17. В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»– нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?
  18. (Звучит запись песни «За меня невеста отрыдает честно…»)
  19. Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так—Высоцкий тоже неоднократно объяснял:»Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности.
  20. Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!—там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми… Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».
  21. Главная тема всего творчества Высоцкого—поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:
  22. (Звучит песня «Горная лирическая»)
  23. Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными мерками—соотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни. Равнодушное и пассивное наблюдение—то же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:
  24. Так многие сидят в веках
  25. На берегах—и наблюдают
  26. Внимательно и зорко, как
  27. Другие рядом на камнях
  28. Хребты и головы ломают
  29. Они сочувствуют слегка
  30. Погибшим, но издалека.
  31. Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себе—всегда отрицательное.
  32. …вырывается на волю
  33. Второе в обличье подлеца,
  34. И я борюсь, давлю в себе мерзавца…
  35. Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь,Зло,Доброта,Честь,Верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:
  36. И вовеки веков, и во все времена
  37. Трус,предатель—всегда презираем,
  38. Враг есть враг,и война все равно есть война,
  39. И темница тесна. И свобода одна—
  40. И всегда на нее уповаем,
  41. Время эти понятья не стерло,
  42. Нужно только понять верхний пласт. («Баллада о времени»)
  43. Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,–комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру. Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого—знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе.
  44. (Звучит запись песни «Охота на волков»)
  45. Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема органиченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место.Рядом с “Охотой на волков»– не менее значимые:»Бег иноходца»,»Чужая колея»,»Горизонт»,»Надежда»,» «Натянутый канат»,»Упрямо я стремлюсь на дно»,»Памятник» и др. И это многократно повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта. Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.
  46. Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям.
  47. Тема войны –одна из главных в творчестве Высоцкого.Ей посвящено более полусотни стихов,песен:»Тот,который не стрелял»,»Всю войну под завязку»,»Песня о моем старшине»,»Высота»,»Сыновья уходят в бой» и другие. О войне он знал понаслышке. она была у него…» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания. Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусство—то высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности.Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого—«Он не вернулся из боя»:
  48. Нам и места в землянке хватало вполне,
  49. Нам и время текло—для обоих.
  50. Все теперь—одному, только кажется мне—
  51. Это я не вернулся из боя.
  52. Так мог написать поэт, обладающий не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти,как он, сквазь испытания жизни. Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему. Обличал лицемерие, двуличие:»Маски».
  53. Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили,не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его. Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда «на взводе»,»над пропастью».
  54. В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзья—Евгений Урбанский,Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.
  55. Мои друзья ушли сквозь решето,
  56. Им всем досталось Лета или Прана,–
  57. Естественною смертию—никто,
  58. Все—противоестественно и рано.
  59. И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.
  60. Мой путь один, всего один, ребята,
  61. Мне выбора, по счастью, не дано.
  62. И он спешил, хотел успеть сделатьпобольше.
  63. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
  64. Умоляю вас вскачь не лететь!
  65. Но что-то кони мне достались привередливые!
  66. И дожить не успел, мне допеть не успеть…
  67. Поэт все равно успеет сделать главное—допеть, сказать современникам главное. И человек, и поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучало в одной из последних песен поэта.
  68. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
  69. Мне есть чем оправдаться перед ним…
  70. В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы:«Высоцкий был поэт—со своей темой, своим голосом. В нем много было… от природы, от Бога, это рарывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения…Он был очень одаренный человек». «Ни единою буквой не лгу…». Многие ли посмеют, точнее, многие ли имеют право подписаться под этими словами?

Владимир Семенович Высоцкий…

Он не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее—физики или лирики?

Впрочем, пели и читали все—и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.

Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.

Следующим стал Высоцкий. Его голос зазвучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали. Не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна, а совесть поэта-гражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей совестью.

Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера.Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил в Германии с отцом и мачехой. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву.Здесь Владимир закончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.

Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ и после ее окончания стал работать в Московском драматическом театре им.Пушкина. Потом, когда в 1964 г. Открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом театре до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля—«Павшие и живые» по пьесе В.Розова—Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.

Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.

Пел и вне сцены—кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.

Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие резких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения. бешеных ритмов, стремительных взлетов.

Открытый, дуща нараспашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.

Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.

(Звучит запись песни «Я не люблю»).

Многие пыталисб объяснить секрет популярности Высоцкого.Эта тема интересует и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа.

Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу. Сам он говорил о своем творчестве:»…Это вообще не песня—это стихи, которые исполняются под гитару… Я занимаюсь авторской песней—сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, раговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят…»

Первые песни—дань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».

В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»– нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?

(Звучит запись песни «За меня невеста отрыдает честно…»)

Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так—Высоцкий тоже неоднократно объяснял:»Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности.

Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!—там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми… Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».

Главная тема всего творчества Высоцкого—поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:

(Звучит песня «Горная лирическая»)

Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными мерками—соотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни. Равнодушное и пассивное наблюдение—то же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:

Так многие сидят в веках

На берегах—и наблюдают

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают

Они сочувствуют слегка

Погибшим, но издалека.

Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себе—всегда отрицательное.

…вырывается на волю

Второе в обличье подлеца,

И я борюсь, давлю в себе мерзавца…

Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь,Зло,Доброта,Честь,Верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:

И вовеки веков, и во все времена

Трус,предатель—всегда презираем,

Враг есть враг,и война все равно есть война,

И темница тесна. И свобода одна—

И всегда на нее уповаем,

Время эти понятья не стерло,

Нужно только понять верхний пласт. («Баллада о времени»)

Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,–комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру. Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого—знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе.

(Звучит запись песни «Охота на волков»)

Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема органиченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место.Рядом с “Охотой на волков»– не менее значимые:»Бег иноходца»,»Чужая колея»,»Горизонт»,»Надежда»,» «Натянутый канат»,»Упрямо я стремлюсь на дно»,»Памятник» и др. И это многократно повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта. Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.

Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям.

Тема войны –одна из главных в творчестве Высоцкого.Ей посвящено более полусотни стихов,песен:»Тот,который не стрелял»,»Всю войну под завязку»,»Песня о моем старшине»,»Высота»,»Сыновья уходят в бой» и другие. О войне он знал понаслышке. она была у него…» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания. Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусство—то высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности.Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого—«Он не вернулся из боя»:

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло—для обоих.

Все теперь—одному, только кажется мне—

Это я не вернулся из боя.

Так мог написать поэт, обладающий не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти,как он, сквазь испытания жизни. Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему. Обличал лицемерие, двуличие:»Маски».

Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили,не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его. Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда «на взводе»,»над пропастью».

В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзья—Евгений Урбанский,Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.

Мои друзья ушли сквозь решето,

Им всем досталось Лета или Прана,–

Естественною смертию—никто,

Все—противоестественно и рано.

И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.

Мой путь один, всего один, ребята,

Мне выбора, по счастью, не дано.

И он спешил, хотел успеть сделатьпобольше.

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Умоляю вас вскачь не лететь!

Но что-то кони мне достались привередливые!

И дожить не успел, мне допеть не успеть…

Поэт все равно успеет сделать главное—допеть, сказать современникам главное. И человек, и поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучало в одной из последних песен поэта.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним…

В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы:«Высоцкий был поэт—со своей темой, своим голосом. В нем много было… от природы, от Бога, это рарывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения…Он был очень одаренный человек». «Ни единою буквой не лгу…». Многие ли посмеют, точнее, многие ли имеют право подписаться под этими словами?

Оцените статью
Добавить комментарий