Сценарий поэтического вечера в детском саду

фонограмма, слайд

Чтец — Вам, живущим в 21 в. посвящается…

-Мир поэзии многогранен и глубок, Мир поэта самобытен и не познан…

— Мир читателя безграничен и богат, Мир человека индивидуален и свободен.

Признание таланта поэта зависит от таланта читателя. Чем необъятнее дали познания и воображения, тем интереснее процесс погружения в мир искусства как в зеркало жизни.

-Попробуем сегодня, весной 21 века, т.е. в его начале, приоткрыть тайны бытия и творчес

кой мысли тех, кто пытался найти свои образы и краски в поэзии Серебряного века.

В-1 Грёзы весны 20 века. О чём мечтали тогда, век назад? О том же, о чём думаем мы.

О любви, о счастье, о мире в стране и в доме, о взаимопонимании и свободе.

В-2 Любая переходная эпоха представляет собой момент бурных преобразований и потря

сений, сопровождается внутренними и внешними конфликтами, стремительностью и

и острейшим драматизмом. Это время переворотов и революций.

В-1 Начало 20 века – яркий тому пример. Радикальные изменения во всех сферах жизни не могли не коснуться и литературы. Революционность философской мысли и эксперимент в искусстве привели не просто к всплеску, ренессансу ( возрождению), а к взрыву и появлению огромного количества новых имён и литературных течений.

В-2 Многоголосый хор создавал симфонию эпохи, мастера слова ощущали небывалый прилив сил и открывали время небывалых свершений.

Чтец : И.Северянин. И это явь? фоногр. слайд – названия модернистских течений.

В-1 Большинство зрелых поэтов Серебряного века так или иначе было связано с Символизмом, окутанным туманом философии. Они будто царили над миром, создали недосягаемую Башню Иванова / слайд/, где рассуждали о непознанных мирах, о смерти как о высшем таинстве. Декадентские ( упаднические ) настроения поглощали разум даже лёгких нежных созданий.

В-2 Я хочу умереть молодой.

Не любя, не грустя ни о ком;

Золотой закатиться звездой,

Облететь неувядшим цветком,- писала Мирра Лохвицкая. Настоящее имя поэтессы- Мария. Её называли « русская Сафо». Вместе с Зинаидой Гиппиус она получила признание как певица воздушных замков и таинственных снов.

Чтец / фоногр. / Мой замок.- после- подходит к столу, берёт книгу, читает :

Мне мило отвлечённое : им жизнь я создаю.

Я всё уединённое, неявное люблю.

Я раб моих таинственных, необычайных снов…

Но для речей единственных не знаю здешних слов…- Зинаида Гиппиус

открывает книгу – Так это же знаменитая « Сказка о белой сирени.»

/ танец цветов, выразительное чтение, музыка/

В-1 Молодые поэты-мистики создавали свои иллюзии, грёзы и сны с помощью фантасти- чески красивых символов, игры света и цвета, лиловых, фиолетовых, сиреневых оттенк

Чтец/ Брюсов. Творчество./

В-2 Они насыщали строки музыкой одиночества и приближающейся смерти. Они тосковали о непознанных мирах и ждали своего пророка.

Чтец / Мережковский.Дети ночи./ Чтец /К. Бальмонт. Ломаные линии./

В-1 Тема « двоемирия», борьбы света и тьмы, дня и ночи, реальности и фантастики была характерна для времени ожидания какого- то взрыва, вселенской беды, почти как сейчас

— конца света. Накануне революций и потрясений это было понятно.

В-2 Внутри группы символистов тоже назревал конфликт. В.Брюсов в 1910 г. писал: «Школа застыла в своих традициях, отстала от темпов жизни. Нужно что-то менять.»

Младосимволисты : Бальмонт, Брюсов, Белый, Блок – поэты европейского масштаба, имев шие серьёзное образование, знающие толк в истории, философии, искусстве, прививали новое видение, обогащали русское слово, расширяли пути поисков нового звучания и образности, сплетали традицию и эксперимент.

Чтец Брюсов.Облака./

В-1 русский символизм отличался от западного духовностью, богатством, многообразием. Одно из самых звонких имён символизма – Александр Блок. Он обновил поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски.

В-2 Хотя 20-летний Блок времён « Стихов о Прекрасной Даме» ещё крепко привязан к эстетике символизма, его стих звучат искренне и ново.

Чтец Блок « ст. о Прекр. даме»

В-1 Поэзия Блока и печальная, и радостная. и задумчивая, и стремительная. Это повесть о светлой любви к женщине, к родине, это роман о духовных исканиях и блужданиях, это музыка терзаний и страсти.

/ фонограмма – 2) танго – В ресторане – танец – 1)- 2-3 стихотв. – скрипка

В-2 Именно с творчеством Блока, которого считают лучшим поэтом эпохи, связано

понятие Ренессанс, именно в его строках звучит тонкий звон благородного

Серебра / скрипка – чтец- О доблестях, о подвигах, славе./ музыка.

В-1 В искусстве начала 20 в. царило многоголосие …от большого дерева под названием Символизм выросла свежая веточка- Акмеизм. Акмэ – в переводе с греческого- высшая степень чего- либо, острие, цветущая сила.

В-2 Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозгласили праздник чувств, красивого, яркого звучащего мира, полного любви и надежды. Они стремились стряхнуть загадку с простого слова.

В-1 Роза стала хороша сама по себе, своим цветом, запахом, лепестками. Сжатость, спрессованность слова, насыщенные эпитеты, зримая конкретность и пластика стали приметами акмеистической поэзии.

В-2 6 творцов объединились в «Цех поэтов». Гумилёв, Городецкий,Ахматова, Мандель-

ташм, Нарбут,Зенкевич приоткрыли «Тайны ремесла», чувствовали плечо друг друга и

создали прекрасные книги.

В-1 Самая большая порция славы и страданий выпала на долю А.Ахматовой. певица любовного чувства, она сказала : « Я научила женщин говорить». Не только об интимных переживаниях, но и о гражданской гордости преданного своей родине челове- ка, патриота.

фоногр. Композиция : — Вечером, — Проводила друга,- Смятение (1,2),- …Мне голос был,- Молитва./ на экране- фотогр. Разных лет.

В-2 Принято считать, что Ахматова была царицей муз серебряного века. Может быть, имя другой поэтессы долгие годы умалчивалось. Возможно, она могла бы стать её подругой. Ведь соратницей по поэтическому ремеслу она, однозначно, является. Имя её – Марина Цветаева! Та самая, у которой «душа родилась крылатой», та самая, которая сказала : « Моим стихам. как драгоценным винам, настанет свой черёд».

В-1 Поэтесса, не примкнувшая ни к одной группе, считавшая себя независимой, впитавшая эстетику и символизма, и акмеизма, и футуризма. С присущей ей феноменаль ной афористичностью, Цветаева сформулировала определение поэта : « Равенство дара души и глагола – вот поэт.» И себя называла только поэт.

В-2 Символом жизни и творчества поэта стала гроздь рябины- яркой, терпкой, морозо- устойчивой ягоды- как и сама Цветаева, крепкая, выносливая, ядрёная., жесткая.

/ Красною кистью…/

В-1 Жизнь Цветаевой была трудной. Она с юности чувствовала себя лишней, ненужной,

Брошенной. Безумный и жестокий мир « железного века» петлёй захлестнул ей горло. Аресты мужа, С.Эфрона, и дочери Ариадны, смерть Ирочки в холодном детдоме, иронические шпильки и колкости соб- ратьев по перу, эмиграция, нищета, отчаяние – крик, которого не слышат, поэтому она говорит почти шёпотом… / « Идёшь, на меня похожий…»/

В-2 Голос М.Цветаевой был услышан, пусть через много лет. Его не спутать ни с чем.

Он выразителен и оригинален! / « Моим стихам..»/

В-1 Стихи М Цв. Очень популярны, востребованы. К ним обращаются в разные периоды жизни. Когда, например, хочется поведать о своих чувствах. / Ты запрокидываешь…/

В её стихах хочешь найти утешение в час страдания и разлуки / Вчера ещё…/ В её стихах звучит порыв бунтарской страсти, напоминает о вольнице мятежей Стеньки Рази на и Емельки Пугачёва, близких поэту по духу. / Кабы нас с тобой…/

В её стихах бушует кровь времени / Вскрыла жилы…/

В-2 Произведения Цветаевой музыкальны, глубоки. осмысленны. Поэтому многие из них становятся популярными современными романсами / исполнение – Мне нравится./

В-1 Неповторимая музыка, сольное исполнение, собственная песня в многоголосье эпохи – отличительная черта великой личности, непревзойдённого поэта. Свою особенную песню в начале 20 в. спел и Сергей Есенин.

В-2 Он появился в лит-ре как певец русской природы, простой крестьянский паренёк, светловолосый Лель, пастушок с ясными глазами. Берёзка, зорька, телёнок, избушка- незатейливые образы – заставили говорить о нём как о свежем, новом явлении в поэзии Серебряного века. Семья крестьянских поэтов ( Клюев, Орешин, Клочков) вырастили настоящий самородок..

В-1 Приехав в 1915 г. в Петроград, как он говорил, « к Блоку», Есенин стал участвовать в концертах, в том числе в госпиталях. Его представили императрице. Поэт в автобиогра- фии писал: « Она после прочтения моих стихов сказала, что они очень красивые, но грустные. Я ответил, что такова вся Россия…»

В-2 Вся Россия предстала в его творчестве. Песенность поэзии Есенина, его ёмкие, кра- сочные образы, его тонкая лиричность завораживают своей простотой.

/ музыка, композиция./

В-1 Есенина называют имажинистом. Действительно, это литерат. направление, предпо- лагавшее формирование необычного образа, оказало влияние на поэта, но он не мог ограничиваться законами и границами. Его концепция мира и человека многолика.

В-2 Это целая Вселенная. Поэт наделяет своего героя растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами. Его поэтический мир универ сален и каждый читатель открывает своего Есенина. / Несказанное…/ романс/

В-1 Есенин в своём творчестве развил скорее не экспериментальные, а традиционные изображения мира. Здесь он был близок Ивану Бунину, получившему Нобелевскую пре- мию за сохранение русских традиций.

В-2 Лирика Бунина и нейтральна, т.к. обращена к любому человеку, и восхитительна, и спокойна, и мудра. / « Последний шмель»/ Фонограмма /

Настоящей же революцией в искусстве стал футуризм.

/ реплики/ 1. Долой классику! 2. Старая литература мертва! 3. Только мы – лицо нашего времени! 4. Стащить бумажные латы с чёрного фрака Брюсова.! 5. Футуристы – это авангардисты! 6. Даёшь новое слово! 7. Даёшь экспериментальное творчество!

8. Вот вам – « Пощёчина общественному вкусу»! 9. Вот вам – « Дохлая луна»!

Саша Чёрный : Я Саша Чёрный. Печатаю свои стихи в журнале «Сатирикон». Я против благопристойной стройности. Я за остроумные словосочетания! Я за футуризм! Моё остриё – сатира! Вот вам – сатира! «Рождение футуризма» /

И.Северянин : А я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоён.

Я повсеградно оэкранен !

Я повсесердно утверждён! Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королём поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Я – эгофутурист, пишу поэзы и эгополонезы. / «Эгополонез» Живи,живое!/

/ фонограмма. Вертинский/

В-1 Интонации самовосхваления и самолюбования, якобы воспевание мещанства и пош- лости, дурной вкус Эпатаж называли « Северянщиной». На самом деле за этим пряталась

Ирония над собой. над эпохой, над обывателями. За его пошлостью скрыта чудесная лиричность и несомненный талант. он свеж, интересен, оригинален.

В-2 А.Блок назвал Иг.Северянина « поэтом с открытой душой». Каждый его образ- маска Он играет, он актёр. маской был и псевдоним.Настоящее его имя — Лотарёв Игорь Васильевич. Он ещё и художник. Его яркая палитра, широкие мазки, необычные натюр- морты ошеломляют / Вертинский – фонограмма — « Увертюра!»

В-1 Футуризм был многолик Несколько групп : эгофутуристы, кубофутуристы, «Мезонин поэзии», « Центрифуга»- соперничали, даже враждовали между собой. Наиболее сильными были кубофутуристы: Хлебников, братья Бурлюки. Каменский и,конечно, Маяковский.

В-2 С первых же шагов в литературе Маяковский явился глашатаем бунта и протеста про тив серой, будничной действительности.

В-1 Борис Пастернак. тоже футурист, так описал Маяковского : « Его решительность и взлохмаченная грива, которую он ерошил всей пятернёй, напомнили образ молодого террориста – подпольщика…» Так и было! Но самым необычным стало его появление в Кофте Фата / выходит – жёлтая блуза – читает : Я сошью себе чёрные штаны

. Из бархата голоса моего.

Жёлтую кофту из трёх аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным

Полосам его,

Профлангую шагом Дон- Жуана и фата

В- 2 Кофта фата произвела фурор ! Огромный заряд экспрессии, нарушение этических и эстетических норм, эпатаж заставили публику всколыхнуться и замереть.

/ «Адище города»/

В-1 Это был вызов! Это было действительно новое искусство! /» А вы могли бы?»/ фоногр. / Слайд –шоу /

В-2 Бушевала весна « без конца и без краю…», весна начала 20 века. Свежий весенний ветер развеял грёзы. Серебряные струны прозвенели и пропели свои песни.

В-1 Свобода творчества распахнула свои двери, и стаи бесчисленных строк вознеслись к небу. И стали звёздами.

В-1 А мы долго будем смотреть в это звёздное небо и вспоминать их песни и стихи.

В-2 Души молодых поэтов собрались в единый хор и стали созвездием, осветили путь нам, своим потомкам ! /Все встают, читают стихотворение «Послушайте!»

/ « Послушайте!» — по частям — фоногр. « Как много их упало…» /

Оцените статью
Добавить комментарий