Сценарий посвящённый ко дню рождения Фета

Музыкальное сопровождение

1.Rondo Veniziano

Наша сегодняшняя постановка посвящена творчеству замечательного русского поэта А. А.Фета и называется «Улыбка красоты»

И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, которые до сих пор не разгаданы. Любовь, природа, красота — вот основные мотивы лирики поэта, жившего совсем не в поэтическое время.

Предметом искусства, по его мнению, должно быть прекрасное. «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». Благодаря поэтической зоркости весь окружающий мир предстаёт перед Фетом прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», — утверждает поэт.

А начать нашу постановку мы хотим со стихотворения «Осенняя роза», которое прозвучит в исполнении мастера художественного слова.

Музыкальное сопровождение

2.Стихотворение «Осенняя роза» в музык. обработке.

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И в злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

18 сентября 1886

Музыкальное сопровождение

3.Антонио Вивальди. Концерт для двух мандолин, Соль мажор (отрывок).

А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Да он и сам не стремился к славе, в жизни у него были другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и лишён отцовской фамилии Шеншин, а заодно и наследства, и потому всю жизнь Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином. Но Фет-художник за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти в лирике поэта столь необходимые для неё общественные мотивы, и потому творчество поэта было заклеймено, на что Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени и жил вразрез с духом его.

Музыкальное сопровождение

4.Пётр Ильич Чайковский. Из цикла «18 фортепианных пьес», «Размышление».

А. Фет относился к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература не должна жить гражданскими проблемами, что главной ценностью является красота.

Уже одно из ранних стихотворений «Я пришёл к тебе с приветом» у Фета необычно для своего времени даже начальной фразой: ведь пушкинская норма требовала точности в слове и сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем «правильная». «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать…». Для нас сегодня эта строка удачна, художественно впечатляюща, но во времена же Фета это воспринималось как поэтическая дерзость. Сам же Фет шутливо и не без гордости называл свои стихи стихами «в растрёпанном виде».

Неточные слова и как бы неряшливые, «растрёпанные» выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но яркие, волнующие образы. Если попробовать пересказать стихотворение прозой, то сделать это невозможно, ключевыми словами являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. По эмоциональному смыслу они близки друг другу и создают представление о сильном переживании – радости, счастье, любви. Это похоже на звонкий музыкальный аккорд, от которого идёт постоянное нарастание, усиление. Прислушайтесь, всё в стихотворении связано друг с другом, предметы внешнего мира и чувства героя соотносятся, и всё это находится в движении: радость героя- мир, залитый солнцем,- проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны,- человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить.

Музыкальное сопровождение

5.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Подснежник (Апрель).

* * *

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

1843

Музыкальное сопровождение

6.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. У камелька (Январь).

Лирика — словесный вид искусства, но вместе с тем она органически связана с музыкой: ведь музыка живёт внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи – это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже он изведал тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового «смыслового созвучия», каким является лирическое стихотворение.

Именно А. А. Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества — лирике. Это высокое и очень трудное искусство.

В стихах Фета возникают образы, волнующие звуками, запахами. Они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у автора одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя.

Русская весна предстаёт перед нами с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берёз.

Стихотворение « Первый ландыш» состоит всего из 3-х строф. Первые две – о ландыше – даре «воспламеняющей весны», который «из-под снега» просит «солнечных лучей», а дальше свойства прекрасного цветка проецируются на человека. Так Фет строит свою миниатюру, связывая воедино природу и человеческую душу:

Первый ландыш.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нём нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает-

О чём – не ведая ещё,

И в первый раз благоухает

Её блестящее плечо.

1854

«Весенний дождь»

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

1859

Обычная картина солнечного весеннего дня, мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создаёт впечатление чего-то хмурого, наоборот- она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости.

Музыка сердечного огня звучит пчелиной песнью: «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела» — и сам лирический герой стихотворения как будто превращается в пчелу.

Пчёлы

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу…

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет всё боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею

Здесь расстанусь. Черёмуха спит.

Ах, опять эти пчёлы над нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

1854

Пчела у Фета (во многих случаях) несёт в себе радость земли, она символизирует как раз ту «страстную чувственность», которую отмечала критика в фетовской поэзии.

Однако в этой поэзии живёт и другой крылатый вестник весны — соловей. Если пчела поёт днём, то царство соловья — весенняя ночь:

Какая ночь! Нам всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как чист и свеж твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Музыкальное сопровождение

7.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Белые ночи (Май).

В строках фетовской лирики чудодейственно зримо встаёт пейзаж средней полосы России. И одного этого было бы достаточно, чтобы имя Фета запечатлелось в истории нашей лирики. Но Фет ставит задачу ещё более грандиозную: за полем ( в прямом смысле слова) читатель должен был увидеть поле души человеческой. Ради этого Фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям и травам, к кустам и рекам.

Русское лето – это сверкающий жгучий воздух, с синим, подёрнутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов под меркнущей степью, с тихим летним вечером…

* * *

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

Да оставь окно в покое,

Подожди ещё немножко-

Я не знаю, что такое,-

Полетел бы из окошка!

1847

* * *

Как здесь свежо под липою густою-

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там вдали сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы

Волнистые проходят облака.

1854

* * *

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц светит в очи,

Изумлён, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой неба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

1860

Музыкальное сопровождение

8. Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Осенняя песня (Октябрь).

А вот перед нами предстаёт осень: потянувшиеся на юг птицы, унылые леса, опустевшие поля…Прозрачная мудрость осени.

* * *

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят!

Выйдешь — поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.

1854

* * *

Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чём не изменяла

Непобедимая сосна.

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо – всё одето

Каким-то тусклым серебром.

Поля без стад, леса унылы,

Ни скудных листьев, ни травы.

Не узнаю растущей силы

В алмазных призраках листвы.

Как будто в сизом клубе дыма

Из царства злаков волей фей

Перенеслись непостижимо

Мы в царство горных хрусталей.

1865

Музыкальное сопровождение

9. Пётр Ильич Чайковский. Времена года. На тройке (Ноябрь).

Русская зима- бег далёких саней на блестящем снегу, узоры мороза на двойном стекле, игра зари на занесённой снегом берёзе…

* * *

Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1841

Музыкальное сопровождение

10.Ф. Шопен. Ноктюрн, Си-бемоль минор.

Ещё одна важнейшая особенность фетовской лирики – её музыкальность. П. И Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область». Фет всегда считал, что «поэзия и музыка не только родственны, но и неразделимы».

Музыкальность стихов проявляется не только в том, что многие из них положены на музыку, но и в самой структуре стихотворений. Музыкальности своей лирики Фет добивался множеством способов: это и лексические повторы, использование разнообразных ритмов и звуков, отказ от глаголов — их всех не учесть. Интересный приём- звукопись: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных).

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

1842

Сквозь музыку, сквозь мелодику сердца Фет видит мир!

На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Танеев, Римский-Корсаков и Гречанинов, Балакирев и Рахманинов и многие другие. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия».

Одно из подлинно новаторских стихотворений, вызвавших литературный скандал – «Шёпот, робкое дыханье». Эта маленькая лирическая пьеса содержит всего 12 строк! На первый взгляд, в стихотворении есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений, ведь стихотворение состоит из одного сложного предложения, и в нём нет ни одного глагола, а значит, нет и действия!

Но на самом деле предложение не выглядит статическим, смена лирических картин даёт ощущение движения, а особый ритм стихотворения, звукопись, ряды однородных членов делают его особенно музыкальным.

Это стихотворение записано у нас на слайде: основная тема — чувство любви, построено стихотворение на параллелизме: мир природы и мир человека. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот — робкое дыханье — трели соловья…но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения за словами. Тончайшее чувство любви, словами невыразимое, небывало сильное. Так до Фета ещё никто не писал!

Сейчас эти поэтические строки, положенные на музыку замечательного русского композитора Милия Балакирева вы услышите в записи и представите движущуюся картину перехода от ночи к утру, когда поднимающееся солнце захватывает всё большее пространство и заливает мир янтарём и пурпуром.

Музыкальное сопровождение

11. Романс «Шёпот, робкое дыханье». Муз. М. Балакирева. Исп. Н. Дербина.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

1850

Музыкальное сопровождение

12. Морис Равель. Испанская рапсодия. Прелюдия ночи.

И в заключении мы хотим отметить, что Фет (как никто в русской поэзии) много писал о звёздах. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звёздный цикл». Одна из вершин «звёздной лирики» Фета – стихотворение, которое Чайковский ставил наравне с самым высшим, что есть высокого в искусстве.

* * *

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль нёсся к бездне полуночной,

Иль сонмы звёзд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В котором с каждым я мгновеньем

Всё невозвратнее тону.

1857

Стихотворения Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира. Поэзия Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь – вечны!

Музыкальное сопровождение

1.Rondo Veniziano

2.Стих. «Осенняя роза» в музык. обработке.

3.Антонио Вивальди. Концерт для двух мандолин, Соль мажор (отрывок).

4.Пётр Ильич Чайковский. Из цикла «18 фортепианных пьес», «Размышление».

5.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Подснежник (Апрель).

6.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. У камелька (Январь).

7.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Белые ночи (Май).

8. Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Осенняя песня (Октябрь).

9. Пётр Ильич Чайковский. Времена года. На тройке (Ноябрь).

10.Ф. Шопен. Ноктюрн, Си-бемоль минор.

11. Романс «Шёпот, робкое дыханье». Муз. М. Балакирева. Исп. Н. Дербина.

12. Морис Равель. Испанская рапсодия. Прелюдия ночи.

Оцените статью
Добавить комментарий