Сценарий посвящённый ко дню рождения Маяковского

В1: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом», — так начинает Маяковский свою автобиографию «Я сам».

В2: Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в небольшом селении Багдади вблизи Кутаиси.

В1: Отец, Владимир Константинович Маяковский, лесничий, — умный, веселый человек, снискавший любовь и уважение крестьян. После переименования в 1940 году с. Багдади в пос. Маяковский многие из его старожилов были убеждены, что сделано это в честь В.К. Маяковского.

В2: Бабушка поэта по отцу происходила из рода известного в прошлом веке писателя Г.П. Данилевского, имевшего общие корни в родословной Гоголя и Пушкина.

В1: Мать Маяковского, Александра Алексеевна, урожденная Павленко, посвятила себя воспитанию детей. Их в семье было трое.

В2: детские годы Маяковского прошли среди величественной, привольной природы Кавказа. С малых лет впитал он так поражавшую в нем потом современников широту и щедрость земли Грузии, чеканную напевность ее языка, искренний и горячий нрав ее народа.

В1: Вспоминая детство, Маяковский напишет впоследствии:

Я знаю:

глупость – эдемы и рай!

Но если

пелось про это,

должно быть,

Грузию, радостный край,

подразумевали поэты.

В2: В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, принимает участие в революционных событиях 1905 года.

В1: «В гимнастической церкви, — писал Маяковский сестре Людмиле в Москву, — мы пели Марсельезу». Революция входила в его душу ритмом, гулом песен и митингов, мечтами о России.

В2: Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

Данным Адамом и Евой.

Клячу историю загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

В1: В 1906 году, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. Чтение марксистской литературы, работа в социал-демократическом кружке оттеснили занятия Маяковского в гимназии на второй план, а в начале 1908 года он решил полностью отдать себя партийной работе и живописи.

В2: Учеба в Строгановском училище, прерываемая арестами 1908-1909 гг., участие в подпольном большевистском движении завершились «так называемой дилеммой»: «Что я могу противопоставить навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не требует от меня серьезной школы? Я прервал партийную работу. Я сел учиться.»

В1: Этому решению предшествовали «11 бутырских месяцев» одиночной тюремной камеры. «Важнейшее для меня время…- как скажет потом о нем Маяковский. – Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!» тетрадку эту Маяковский уже после революции разыскивал в тюремных архивах, а 1909 год считал началом своей литературной работы.

В2: Хотите –

Буду от мяса бешеный

— и, как небо, меняя тона –

хотите –

буду безукоризненно нежный,

не мужчина, а – облако в штанах!

Не верю, что есть цветочная Ницца!

Мною опять славословятся

Мужчины, залежанные, как больница,

и женщины, истрепанные, как пословица.

В1: Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1910 году он поступает в студию художника П. Келина, где начинает готовиться к экзаменам в Училище живописи.

В2: Летом 1913 года Маяковский работает над первым крупным произведением-трагедией, своеобразным драматургическим вариантом своей ранней лирики. Уникальность трагедии «Владимир Маяковский», поставленной в Петербурге в том же 1913 году, определялась тем, что поэт был и автором текста, и режиссером, и исполнителем заглавной роли, и одним из художников-сценографов.

В1: В трагедии «Владимир Маяковский» впервые прозвучал столь характерный впоследствии для поэта мотив разочарования в любви, неприкаянности, одиночества, безумия любящего человека, близкого в своем отчании к самоубийству.

В2: Ищите жирных в домах-скорлупках

и в бубен брюха веселье бейте!

Схватите за ноги глухих и глупых

и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.

Разбейте днища у бочек злости,

ведь я горящий булыжник душ ем.

Сегодня в вашем кричащем тосте

я овенчаюсь моим безумием.

В1: С декабря 1913 по март 1914 года Маяковский предпринимает поездки по семнадцати городам России, задуманные как турне футуристов. Говоря о новых задачах нового искусства, Маяковский связывал их с изменением самой жизни, на улицах и площадях хотел он «словами простыми как мычание» открыть свою душу, кричащую о безумии и катастрофичности буржуазной действительности.

В2: А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

я – бесценных слов транжир и мот.

В1: В 1915 – 1919 гг. Маяковский живет в Петрограде, знакомится с М. Горьким, И. Репиным, сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикуется цикл гротескно-сатирических «гимнов», издеваясь над всеми основными столпами общества.

В2: Догадкой о нарушенной, но исконно гуманной связи человека и мироздания исполнено стихотворение «Послушайте!».

В1: Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

Ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В2: Одним из высших проявлений универсальной связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь.

В1: Как отмечают исследователи, «Облако в штанах» — по сути вторая «трагедия» Маяковского и пронизана она прежде всего любовной стратью. Любовная мука определяет центральные мотивы и образы поэмы: «пожар сердца», «отчаянную чечетку» нервов, «обугленный поцелуишко», «слезы из глаз», «обращение к любимой и богу с единым вопросом: «Хочешь? Не хочешь?», безнадежность, отчаяние, трагизм переживания героем своей отверженности и ненужности.

В2: «Облако» несло в себе эмоционально-художественную память о трех пережитых Маяковским любовных драмах. Первая – о еще не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая – о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России – в Одессе, где Маяковский выступал вместе с Бурлюком и Каменским. Здесь поэт влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю «сходил с ума». Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено «Облако в штанах», вошла в жизнь Маяковского во время работы над поэмой.

В1: В июле 1915 года Маяковский читал Горькому «Облако в штанах». В эти месяцы Маяковский был увлечен Эльзой Каган (впоследствии – Триоле, женой известного французского писателя Луи Арагона), настойчиво ухаживал за ней, но успеха не имел. Старшая сестра Эльзы – Лили Брик откликнулась на страстную потребность поэта в любви и стала той женщиной, которая до конца жизни Маяковского оставалась – так или иначе – необходимой и близкой ему.

В2: По словам Л. Брик, она только в 1918 году сказала мужу, О. М. Брику, о своих отношениях с Маяковским. О. М. Брик не тяготился ситуацией и не собирался устраняться, до конца своих дней формально оставаясь мужем Лили Брик.

В1: Алло!

Кто говорит?

Мама?

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, —

ему уже некуда деться.

В2: В течение осени-зимы 1915 г. Маяковский работал над новой поэмой «Флейта-позвоночник», продолжавшей вслед за «Облаком» трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека.

В1: Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я,

творись, просветленных страданием слов

нечеловеческая магия!

Сегодня, только вошел к вам,

почувствовал –

в доме неладно.

Ты что-то таила в шелковом платье,

и ширился в воздухе запах ладана.

Рада?

Холодное

«очень».

Смятеньем разбита разума ограда.

Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.

В2: В октябре 1915 года Маяковский был призван на военную службу. «Теперь идти на фронт не хочу, — напишет он в автобиографии. – Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить.»

В1: Весной 1917 года в «Новой жизни», газете, организованной Горьким, Маяковский напечатал поэтохронику «Революция», затем «Сказочку о Красной Шапочке», критиковавшую кадетов, памфлет «К ответу» и в августе – 3 часть поэмы «Война и мир».

В2: На этом сотрудничество Маяковского в газете, политическая позиция которой становилась все более чуждой ему, закончилось.

В1: В сентябре Маяковский выступает в Москве в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства».

В2: Вернувшись в Петроград, Маяковский пишет двустишие «Ешь ананасы, рябчиков жуй, // день твой последний приходит, буржуй», ставшее его любимейшим стихом, поскольку, по свидетельству петроградских газет первых дней Октября, напевая эти строки, матросы шли на штурм Зимнего дворца.

В1: Я сразу смазал карту будняя,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюдце студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В2: Работа Маяковского на революцию, «делание жизни» были конкретными. В 1918-1922 гг. он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в «Окнах РОСТА», работает в рекламе, снимается в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой».

В1: Жизнь и творчество Маяковского этого периода пронизаны оптимизмом, утопическими идеями социально-нравственного переустройства не только советской России, но и всего мира, исполнены счастливым предвкушением «всеобщего братства», к которому ведет человечество коммунистическая партия. Таковы написанные в эти годы «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150 000 000» (1921), «Четвертый Интернационал» и «Пятый Интернационал» (1922-1924).

В2: Пришла –

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть –

как девочка мячиком.

И каждая –

чудо будто видится –

где дама вкопалась,

а где девица.

«Такого любить?

Да этакий ринется!

Должно, укротительница.

Должно, из зверинца!»

А я ликую.

Нет его –

ига!

От радости себя не помня,

скакал,

индейцем свадебным прыгал,

так было весело,

было легко мне.

В1: Поэма Маяковского «Про это» — про любовь — писалась после тяжелейшей для поэта размолвки с Л. Ю. Брик в 1922 году. Соответственно поэма преломила всю катастрофичность мироощущения поэта, потрясенного трагической невозможностью любви, отсутствием подлинной любви, ее имитацией «землей обезлюбленной».

В2: В этой теме,

и личной

и мелкой,

перепетой не раз

и не пять,

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

Эта тема

сейчас

и молитвой у Будды

и у негра вострит на хозяев нож.

Если Марс,

и на нем хоть один сердцелюдый,

то и он

сейчас

скрипит

про то ж.

Эта тема придет,

калеку за локти

подтолкнет к бумаге,

прикажет:

— Скреби! –

И калека

с бумаги

срывается в клёкоте,

только строчками в солнце песня рябит.

В1: В последние месяцы жизни он работал над поэмой «Во весь голос», задуманной как подведение итогов большого периода своей жизни, как осмысление своего творчества в связи с трудным, героическим и противоречивым путем, пройденным советским народом, партией, государством.

В2: Маяковский успел закончить только вступление к поэме, но в нем определились уже все основные проблемы рассказа «о времени и о себе».

В1: Последние, неоконченные стихи Маяковского, как и вступление к поэме «Во весь голос», исполнены некой торжественной созерцательности человека, связь которого с миром, эпохой, возлюбленной обрела, наконец, мужественную, мудрую простоту и ясность.

В2: 14 апреля 1930 года в 10 часов 15 минут Маяковский покончил жизнь самоубийством выстрелом из револьвера.

В1: Уже второй, должно быть, ты легла.

В ночи Млечпуть серебряной Окою.

Я не спешу, и молниями телеграмм

Мне незачем тебя будить и беспокоить.

Как говорят, инцидент исперчен,

Любовная лодка разбилась о быт.

С тобой мы в расчете и не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Ты посмотри, какая в мире тишь.

Ночь обложила небо звездной данью.

В такие вот часы встаешь и говоришь

векам истории и мирозданью.

В2: Этими строками, так и озаглавленными в черновиках – «Последнее», — подвел Маяковский итог своей жизни, итог своей любви.

Оцените статью
Добавить комментарий