Сценарий посвящённый ко дню рождения Тургенева

Слайд 1

Ведущий 1 Здравствуйте уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на конкурсе юных чтецов, посвященный к 195-летию со дня рождения И.С.Тургенева. Этот конкурс — соревнование по чтению вслух стихотворений и отрывков из прозаических произведений Ивана Сергеевича Тургенева среди учащихся 6-8 классов. Слайд 2

Ведущий 2 Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Алексей Максимович Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром Константин Георгиевич Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Ведущий 1 Сегодня мы собрались, чтобы провести конкурс чтецов «Вдохновленные Тургеневым». И показать, что интерес к чтению русской литературы у нас не угас.

Ведущий 2 Позвольте представить жюри конкурса.

Ведущий 2 Выступления оцениваются по следующим параметрам:

Ведущий 1 Грамотная речь;
Ведущий 2 Артистизм исполнения;
Ведущий 1 Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
Ведущий 2 Время выступления не должно превышать 5 минут. Слайд 3

Ведущий 1 Прежде чем начать нашу конкурсную программу несколько слов о писателе. Слайд 4

Ведущий 2 Тургенев Иван Сергеевич, русский писатель, родился 28 октября 1818 г. в Орле, в семье отставного офицера. Детские годы провел в имении матери — селе Спасское-Лутовиново, где получил начальное образование. В имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Обучался в доме своих родителей: закону божию; языкам: российскому, латинскому, немецкому, французскому, английскому, арифметике, алгебре и геометрии, физике, истории и географии. Учился Иван всегда с жадностью, особенно по истории, русской словесности и французскому языку.

Ведущий 1 В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Слайд 5

Ведущий 2 В 1833 г. поступил на словесный факультет Московского университета, через год перешел в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета, которое и окончил кандидатом в 1837 г. В 1838—1840 гг. продолжал образование за границей. В 1842 г. получает степень магистра философии и поступает на службу в Министерстве внутренних дел чиновником особых поручений. Слайд 6

Ведущий 1 Первое увидевшее свет произведение Тургенева — рецензия на книгу А Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836), двумя годами позже в «Современнике» были опубликованы его первые стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской». В 40-х годах создает множество поэтических, прозаических и драматических произведений: «Параша» (1943), «Андрей Колосов» (1844), «Разговор» (1845), «Андрей» (1846), «Три портрета» (1846) «Помещик» (1846), «Безденежье» (1846), «Нахлебник» (1848), «Завтрак у предводителя» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1851) и др.

Ведущий 2 Сам Тургенев очень сдержанно, а порой и довольно резко отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Однако его стихотворения не оставляли равнодушными современников. Афана́сий Афана́сьевич Фет признавался, что он «восхищался стихами… Тургенева».

Ведущий 1 Музыкальная экспрессивность тургеневских стихов вызывала к ним интерес и среди композиторов: в конце XIX – начале XX в. песни и романсы на стихи Тургенева были очень популярны. Среди лирических произведений Тургенева особое место занимает стихотворение «Утро туманное, утро седое…» Данное произведение является шедевром русской поэзии, знаменитейшим романсом. Этот романс мы прослушали перед началом мероприятия. Но мало у кого это стихотворение ассоциируется с именем Тургенева. Слайд 7

Ведущий 1 Нашу конкурсную программу открывает стихотворение «Утро туманное, утро седое…», читает Хасанова Рафиля из 8 б класса. Слайд 8

Ведущий 2 Следующее стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева читает ученица 8 б класса Мингалиева Алина. «Брожу над озером туманным» Слайд 9

Ведущий 1 Самое значительное произведение молодого Тургенева — цикл очерков «Записки охотника» (1847—1852), осуждающих крепостное право. Эта книга оказала большое влияние на развитие русской литературы и принесла писателю мировую славу. Слайд 10

Ведущий 2 В 1856 г. появился роман «Рудин» — своеобразный итог раздумий Тургенева о передовом герое современности, за которым последовали повести «Фауст» (1856) и «Ася» (1858), романы «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Слайд 11

Ведущий 1 К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относится рассказ «Муму», Это очень яркий и одновременно грустный рассказ. В его основе лежат реальные события, которые происходили в местечке Спасском, однако Тургенев, как писатель, изменил концовку рассказа, чтобы подчеркнуть силу характера Герасима, его обиду на несправедливость барыни и любовь к Муму.

Ведущий 2 Отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» читает Гилазова Гадиля, ученица 6 б класса.

Ведущий 1 Следующий отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» читает Имамутдинова Лейсан , ученица 6 а класса. Слайд12

Ведущий 2 А вот, что говорили о Тургеневе его современники:

«Он был одним из замечательнейших писателей и в то же время самым прямым, самым искренним и самым честным человеком, каких только можно встретить».

Ведущий 1 Нашу конкурсную программу продолжит следующий отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Читает Вафина Лейсан , ученица 6 б класса.

Ведущий 2 Ученик 6 а класса Исмагилов Ислам прочтет отрывок из рассказа «Муму» Слайд 13

Ведущий 2 Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра. Сам выбор формы был подсказан Тургеневу желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

Ведущий 1 Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и содержание всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека.

В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле. Слайд14

Ведущий 2 И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.

Ведущий 1 Стихотворение в прозе «Воробей» читает Новикова Милена, ученица 8 а класса.

Ведущий 2 Послушаем это же произведение в исполнении Гарифуллина Нияза, ученика 8 а класса. Слайд 15

Ведущий 1 Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.

Ведущий 2 Стихотворение в прозе «Русский язык» читает Сорокин Илья, ученик 6 б класса.

Ведущий 1 Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. Слайд 16

Ведущий 2 Стихотворение в прозе «Близнецы» читает Гайнуллина Гульгена, ученица 7 б класса.

Ведущий 1 Великое художественное наследие оставил нам Иван Сергеевич Тургенев. Читая и перечитывая его произведения, испытываешь истинное наслаждение от красоты русского языка. Слайд 17

Ведущий 2 Стихотворение в прозе «Два богача» читает Хайбуллина Лейсан, ученица 7 б класса.

Ведущий 1 «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам. Слайд 18

Ведущий 2 К концу жизни слава Ивана Сергеевича Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе.

Ведущий 1 Ну вот мы и прослушали выступления ребят! Ребята показали свои умения выразительного чтения! Жюри просим подсчитать баллы. Слайд 19

СЛОВО ЖЮРИ

Ведущий 1Наш конкурс закончен.
Но не закончено творчество.
Ведущий 2 Впереди – новые свершения и победы!
Ведущий 1 Впереди – новые стихи и проза!
Ведущий 2 Мы говорим вам – до новых встреч!
Ведущий 1 Мы говорим вам – до свидания!

Оцените статью
Добавить комментарий