Сценарий детских музыкальных спектаклей в детском саду

Воспитатель: Ребята, на предыдущем занятии мы познакомились с историей возникновения Гжели. Какие наиболее яркие моменты вам запомнились?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим рассказ об этом промысле и узнаем, как изготавливается сказочная Гжель.

Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия – море красоты!

(М.Г.Аверьянов).

В Гжели типичной продукцией гончаров была глиняная посуда, называли ее «черной». После обжига для товарности и качества ее лощили, томили или обваривали. И все же в целом то была грубая работа. Шагом вперед по сравнению с ней стал выпуск «муравленой» посуды – политой глазурью, а с нею и других изделий. Причем легкоплавкая свинцовая глазурь, придававшая изделию белый цвет, при соответствующих добавках позволяла получать коричневые и зеленые тона.

Однако уже в конце 17 века у «черной» и «муравленой» посуды появился конкурент – майоликовая посуда. Майолика – изделие из цветной гончарной глины, покрытое белой эмалью (та же глазурь) или расписанное по сырцу. Гжельские майоликовые росписи – это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, желтой, коричневой и синей красками. Но победное шествие майолики оказалось недолгим – ее вытеснил фарфор.

Фарфор старой Гжели – самобытное художественное явление, целиком принадлежащее 19 веку. Фарфор этого района отчетливо соединяет в себе западноевропейские черты с русскими. Фарфоровые заводы существовали в Гжели наряду с фаянсовыми и полуфаянсовыми, но большая их часть выпускала одновременно фарфор и фаянс. Полуфаянс – такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале 19 века. Это белый керамический материал, более прочный, чем майолика, но не столь грубый и трудоемкий в обработке. Изделия из него имели все еще толстый черепок, но расписывали их по обожженному черепку, а не по эмалевому покрытию, что значительно облегчало работу мастеров. Сочетание белого фона и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса – этого настоящего «синего семейства».

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

Фарфоровая масленка «Рыба-кит»…На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаз рыбы – точно роза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится своей работой. Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь. Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.

Педагог приглашает детей посетить выставку. Звучит народная музыка.

Воспитатель: Искусство мастеров Гжели – словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Ребята, почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие изделия вам понравились и почему? Как вы думаете, для чего нужны гжельские изделия? Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, ребята, все хорошо отвечали, на этом наше занятие окончено.

Оцените статью
Добавить комментарий