Сценарий «Ильин день»

ершенствовать двигательные навыки.

Праздник проводится на улице, на полянке. Девочки в нарядных сарафанах с венками на голове, из полевых цветов. Мальчики в рубашечках и шортиках. Ведущий в русском сарафане. Вед. Какое время года наступило?

Дети. Лето.

Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!

Ярким солнцем все согрето.

В лес зеленый побежим, на полянке полежим.

Сенокос идет в июле, где-то гром ворчит порой. И готов покинуть улей, молодой пчелиный рой.

В лесу. (Н.Саконская)

Мы пошли по ягоды в дальний лес. Видимо-невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья, повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок, положили бережно в кузовок.

Ну, а спелой ягоды и не счесть! Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра, да уж вечер близится – спать пора.

Вед. почему лето называют красным? Потому что летом много солнца. И еще потому красное, что богато всеми цветами радуги, все вокруг цветет и благоухает. Летом много русских народных праздников. Какие праздники вы знаете?

Дети. Аграфена Купальница, Иван Купала, День Петра и Павла (день рыбака). Ильин день.

Вед. 6 июля Аграфена Купальница – канун праздника Ивана Купалы. Этот день считается началом купания. Погожим летом, при теплой погоде, купаться начинают, конечно, гораздо раньше, но в этот день купание совершается торжественно, с песнями. Ребята, а вы знаете, как купались в этот день?

Дети. На Руси исстари повелось париться в этот день в банях, причем с разными лечебными и душистыми травами, собираемыми в этот день.

Вед. Ребята, а какие лекарственные травы вы знаете?

Дети. Чабрец, крапива, пижма, чистотел, ромашка, одуванчик.

Дети с ведущей проходят по полянке находят лекарственные растения.

ОДУВАНЧИК (О.ВЫСОТСКАЯ)

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

РОМАШКА (М.ПОЗНАНСКАЯ)

На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом.

Рос цветок на длинной ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела, поднесла к нему ладонь.

А пчела с цветка слетела, и жужжит, жужжит «Не тронь!»

Вед. собирают травы рано, когда они в росе, делают из них веники и парятся в бане. А что делают дети из полевых цветов и трав?

Дети. Плетут венки, колпаки, шапки, надевают на головы во время игр и хороводов.

Птицы весело щебечут, только их не разглядеть.

Рады птицы нашей встрече, рады вместе с нами петь.

Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.

Лето красное рассыпалось по полянам и лесам.

Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.

А, вот, незабудки синеглазые затевают хоровод.

ХОРОВОД «МЫ НА ЛУГ ХОДИЛИ»

Вед. 7 июля праздник Иоанна Крестителя. Как в народе его называют?

Дети. Иван Купала, Иван Травник.

Вед. Что почитали?

Дети. Огонь, воду и солнце.

Вед. В древности Купала олицетворял наивысшей расцвет природы. В основе купальских обрядов лежит почитание огня, воды и солнца. Да и как их не чтить, ведь именно эти стихии, в совокупности с Матерью-сырой землей дают жизнь всему живому. В купальской песне пелось:

Поют вместе с детьми:

Приехала Купаленка на семидесяти тележках,

Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почести.

Вед. ребята, какое самое главное добро?

Дети. Здоровье.

Вед. да, главное добро – это здоровье, а оно во многом зависит от чего?

Дети. Солнца, тепла, огня, дождя, трав.

Вед. правильно, зависит от солнца, от тепла, которое дает нам горящий огонь в костре, в печи. От той чистоты, которая также зависит от огня и воды. От трав, вырастающих на благо людям, благодаря солнышку и дождю.

Солнце нам сияет, и шумят боры.

Радостно взлетает песня детворы.

Солнце светит спозаранку, все земле улыбку шлет.

Мы выходим на полянку, ручеек в лесу поет.

ПЕСНЯ «ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА»

Вед. все купальские обряды так или иначе связаны с водой, огнем и травами. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через костры прыгали, бросали в них венки. Отгадайте загадку: какую траву и слепой знает? (крапива).

Вед. Огонь для костров добывали древним способом: трением дерева о дерево. Называли его «живым, лесным, лекарственным. Царь-огнем». Заранее подготовленный костер из трав, полевых цветов поджигали и прыгали через костер. А также водили вокруг костров хороводы.

Здравствуй, белая ромашка, здравствуй, розовая кашка.

Много надо нам цветов, для букетов и венков.

Здравствуй, ягода лесная, здравствуй, белка озорная.

Снова лето к нам пришло, это очень хорошо.

ХОРОВОД «ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЕМ»

ВЕД. ребята, отгадайте загадку: по заре-зарянской, катит шар вертлянский, никому его ни объехать, ни обойти (солнце).

В старину верили, что на Иванов день на восходе – солнце играет – переливается чудными цветами. Дожидались восхода и встречали солнышко торжественными песнями.

ПЕСНЯ «СОЛНЫШКО»

ИГРА «ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА»

Дети идут хороводом с каруселью из лент, ведущий стоит в кругу. Поют песню:

Заря-заряница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты расписные.

Раз, два, три – не воронь, а беги как огонь.

Во время песни ребенок ходит за детьми и выбирает себе пару, с которым бежит наперегонки в разные стороны. Выигрывает тот, кто первым добежит до ленты.

Вед. отгадайте загадку: «Вечером водой, ночью водой, а днем в небеса» (роса).

На праздник Ивана Купалы обязательно ночью и под утро купались. Ну, купаться в реке не диво. А диво, что купались в росе которая в эту ночь, настоянная на целебных ивановских травах, тоже считалась чудодейственной. Пели об этой росе так (поют вместе с детьми):

Ночь не велика, Марья не спала.

Петра ключи брала, зарю размыкала, росу отпускала.

Роса медовая, трава шелковая.

Посередь лужка, против солнышка.

Вед. Память об обрядовом купании была столь сильной в народе, что еще в недавнем времени 7 июля надо было быть осторожным. Могли облить из-за угла водой.

(если день жаркий, можно провести обливание водой из ведерок (разбрызгивать воду пальцами).

ИГРА «ВОДЯНОЙ»

Считалкой выбирается «водяной». Он сидит в кругу, с завязанными глазами. Дети, водят хоровод вокруг него, со словами:

Водяной, водяной, что сидишь ты под водой.

Выйди хоть на чуточку, на одну минуточку.

Выйди хоть на целый час, все равно не знаешь нас.

После слов, дети останавливаются. «Водяной» с вытянутыми руками ищет, кого найдет должен его узнать, ощупывая руками. Кого узнал, тот становится «водяным».

Вед. во многих областях с Иванова дня начинают заготавливать ветки березы для банных веников. Считается, что до этого дня срезать их не годится. А русалки-то, которые с Троицына дня вышли из воды и расселись по лесам, тут как тут.

Вот как об этом рассказывают:

«Пошли как-то люди в лес веники ломать. Старик режет ветки с березы – все плохие, он дальше пошел и заблудился. Видит, на дереве девка зеленая сидит, с глазищами зелеными, огромными. Она сидит, тоненько поет: — Иди, иди, старик, за мной! Сама по деревьям прыгает, он за ней пошел, идет битый час, смотрит, а он опять на той же поляне. Он опять за ней, а она заливается таким звонким смехом, а потом и совсем исчезла. Едва подождал утра, а с восходом солнца домой добрался». Так ли, не так ли – одно ясно: в лесу надо всем вместе, кучно держаться. Иначе, невесть что примерещится – заблудишься.

Вед. в некоторых областях России в день Ивана Купалы играли в игру «Кострома», которая в древности была обрядом окончательных проводов весны.

ИГРА «КОСТРОМА»

Кострома-Костромушка, золотая головушка!

У Костромушки, у Костромы кисель да блины, горячие пироги.

Кострому-то подхватили, Кострому-то потащили.

В речку, на воду пустили.

Только ручки видать, только ножки видать.

Кострома не утопай, маленько с нами поиграй!

Выбирают водящего, он сидит или лежит в кругу. Дети водят хоровод. По окончании песни, все разбегаются, ведущий ловит. Кого поймает, тот становится «костромой» — ведущим.

Вед. Вот такой Купала – чистоплотный травник, да чудодейник!

Оцените статью
Добавить комментарий