Сценарий бала 19 века в начальной школе

Зал празднично оформлен (свечи в подсвечниках, гирлянды цветов

(искусственные) небольшие столики, стулья). На сцене экран для презентации.

Звучит музыка : произведения Штрауса, Чайковского, Моцарта, Глинки.

Хозяйка бала и хозяин бала встречают гостей, с которыми раскланиваются и обмениваются любезностями.

Каждый из гостей одет в бальный наряд или в вечернее длинное платье и костюм с белой рубашкой

Звучит музыка.

Бальная пара танцует вальс.

Танцевальная младшая группа исполняет вальс.

Звучат фанфары. Входят ведущая и ведущий.

I. Начало бала.

Девушка.. Добрый вечер, дорогие друзья!

Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Нам выпала высокая честь быть ведущими Пушкинского бала. Меня зовут Данил, а мою партнершу- Ксения. (кланяется).

Ведущий

Я Валерий, а это – Евгения.

Девушка. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.

Юноша. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей)

Родители учащихся 9 – 11 классов

Учителя школ г. Красноярска и их учащиеся.

Девушка. Участники бала

(Представители класса привстают со своих мест и поворачиваются к залу.)

Девушка. Герцогини (ФИО классных руководителей)и…) со своим семейством!

Юноша. Баронессы …и…!

Девушка.. Классные дамы …и …со своими воспитанниками!

Юноша. Классные дамы …и … со своими семействами!

Девушка. Княгини …и …с любимыми сыновьями и дочерьми!

Юноша. Графини …и … со своими семействами!

Девушка. :

Добрый вечер, дорогие друзья! Очень приятно видеть вас всех в этом прекрасном зале, на Пушкинском бале!

Юноша:

На нашем блистательном празднике мы рады приветствовать наших почетных гостей – Государыню Императрицу школы № 10…, учителей школы _____________________________________________________________________________


________________________________________________________________

Наши аплодисменты несравненным и любимым нашим гостям!

(Фоном спокойная музыка)

Девушка:

XIX век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи… Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?

Юноша:

Всмотритесь в эти лица — лица людей, живших в эпоху Пушкина, Лермонтова, Гоголя…Они так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного.

(Показать картины-слайды презентации «Пушкинский бал 2011»)

Девушка :

Сегодня мы даже представить не можем жизнь не только без телевизора или автомобиля, но даже без электричества…без асфальта на дорогах… без больших многоэтажных домов … без больших городов.

Юноша:

Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать

на великосветском бале, перелистать поэтический альбом барышни XIX века,

рукоплескать знаменитым певицам, актрисам и постановщикам

театральных действии, насладиться поэзией Пушкина.

Девушка:

Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху 19 века. Одна из примет 19 века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.

Звучат фанфары.

II часть

Ведущая :

Бал – это невероятно важное событие в жизни человека 19 века. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тон и стиль беседы. «Она имела свою прелесть — оживленность, свободу и непринужденность».

Ведущий:

Обучение танцам начиналось рано — с пяти-шести лет. Так, например, Пушкин начал учиться танцам уже в 1808 году. До лета 1811 года он с сестрой посещал детские балы у московского танцмейстера Иогеля в общие праздничные дни: на Новый год, масленицу и т.п. Изящество, сказывающееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания. В учениках Иогеля в разные годы были Жуковский В. А., Грибоедов А.С., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю. …

Ведущая.:

Кроме подростков, которых среди приглашенных было большинство, на такие балы приезжали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он приглашал на детский праздник всех своих бывших учеников. Это позволяло девушкам потанцевать с «настоящими» кавалерами, а молодым людям приглашать на танец взрослых дам и таким образом потренироваться и в танцах, и в знании бального этикета, и в умении поддержать беседу.

Ведущий:

На нашем блистательном бале юные участники – воспитанники 5 класса и их руководитель — Катерина Ивановна. Это их дебют.

Встречайте!

(учащиеся 5 класса Б исполняют полонез и вальс)

Ведущий:

Благодарим! Вы были великолепны.

Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная…

Ведущая:

Вспомним одну из пленительных страниц романа «Война и мир» — первый бал Наташи Ростовой!

Ведущий:

«С хор разделились отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса… Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе… он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой… Они были вторая пара, вошедшие в тур. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья…».

Ведущая.:

Первый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали мы вместе с ней в отчаянии, что никто не пригласит ее танцевать, благодарные князю Андрею, словно не Наташу, а нас закружил в танце…( демонстрация видеоролика из кф «Война и мир)

Спасибо за прекрасные минуты.

III. Из истории балов. Фоном спокойная музыка.

Ведущий:

Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы

Ведущая:

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала, кроме танцев, были развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

Ведущий:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма

О, эта бешеная младость,

И теснота, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.

Так отзывался о балах А. С. Пушкин.

Ведущий :

Бал – это оживленность, свобода и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, были невозможны в других обстоятельствах

Ведущая:

Отправляясь в путешествие во времени, мы скажем, что бал в 19веке начинался с полонеза.

В 1858 году Теофиль Готье присутствовал на балу в Зимнем дворце и так описал его:

«В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается»

Итак, полонез, господа!

IYчасть. Танцевальная программа

(Все танцуют полонез.)

Девушка (На фоне звучащего полонеза)

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

( полонез закончен)

Браво! Прошу аплодисменты!

Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

Девушка.

После полонеза следовал вальс. В основе вальс был народным танцем и очень нравился поклонникам Руссо – за близость к «натуре». Вальс был моден в 19 веке.

Юноша.

Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.

Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих;

Драгими камнями у них горят уборы головные;

По их плечам полунагим златые локоны мелькают;

Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.

Девушка

Огромную роль играли сольные танцы и изобретения новых фигур, а вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Юноша.

Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Стоит только вообразить, как молодая, легко одетая особа бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом!

Девушка

Некоторые считали вальс настолько интимным танцем, что клялись не позволять своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя.

Юноша.

Господа, вальс!

(Исполнение танца «Вальс»)

Vчасть. Театральная программа.

Ведущая:

Пока кружатся пары, прислушаемся к светской беседе юных дам.

Инсценировка «Пушкин женится» 11Б.

1-я дама Слыхали новость: Пушкин женится.

2-я дама Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3-я дама -Но кто ж она?

1-я дама -Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.

2-я дама -Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

3-я дама Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.

1-я дама Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования

2-я дама Но, слышно, там появилась холера.

3-я дама Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.

1-я дама Брак для поэта – это такая проза!

2-я дама Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс.Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.

3-я дама Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали

1-я дама Да, да, я помню. Учила с маменькой.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех.

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

2-я дама И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.

3-я дама Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

1-я дама Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен. Шарман, шарман! Эль этэ фий, эль этэ амурёз.

Ведущий :

В 19 веке русские дворяне говорили на французском языке лучше, чем на родном, русском. Французский язык был необходим, ведь только очень хорошее его знание обеспечивало дворянину уважение и в провинциальном дворянском обществе, и, тем более, в высшем свете. Естественно, что обязательной для изучения была французская поэзия.

Послушайте стихотворение на французском языке в исполнении ….

Ведущая :

Стихотворение Пушкина «Признание» прочтет ….______________________________________

Ведущий :

Волнующий романс «Вечная любовь» споют для вас ____________________

Ведущая :

Под звуки этого романса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием русской литературы Х1Х века. Давайте послушаем, о чем судачат губернские дамы перед балом в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Инсценировка из поэмы Гоголя «Мертвые души»

Ведущий:

Как вы находите эту комедию Гоголя?

Ведущая:

О! Это восхитительно!

Ведущий:

И снова волнующий и вечно молодой вальс!

Все танцуют вальс.

Ведущая:

Полна народу зала.

Музыка уж греметь устала.

Кругом и шум, и теснота.

Бренчат кавалергардов шпоры,

Ведущий:

Летают ножки милых дам.

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры.

Девушка. :

Данил, какой еще бальный танец мы не называли?

Юноша. :

С середины XIX века широкое распространение получил танец “Полька”.

Девушка:

Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше.

Юноша..:

А вот и нет. Полька – это чешский танец и в переводе обозначает “половина”.

Девушка:

А…, я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так?

Юноша..:

Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день.

Дамы и господа! Полька! Силь ву пле! (Все танцуют)

( Звучит полька. Все танцуют. )

Юноша. :

На балах не только танцевали, но вели светские беседы, читали стихи, слушали музыку, писали друг другу пожелания, играли.

Девушка. :

Приглашаю поиграть желающих. Сейчас этот веер я передам тому, кто поведет светскую беседу.

Я буду задавать тему, а вы ее должны будете поддержать.

(Театр, бал, путешествие).

Девушка.

А вы, гости, должны оценить лучшую светскую беседу аплодисментами.( Награждение.)

Юноша.:

А теперь прошу сюда юношей, которые посоревнуются в искусстве комплимента своим дамам. Конкурс комплимента.

Оцените лучший комплимент аплодисментами (Награждение.)

Спокойная музыка фоном

Юноша.:

А теперь приглашаем вас вместе с нами перелистать альбом барышни XIX века.

VI часть. Презентация «Альбом барышни».

Все хорошо помнят строки «Евгения Онегина»: «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом, / Что все подружки измарали / С конца, с начала и кругом».

В них кавалеры писали короткие стихи-признания в любви своей даме сердца, воспевали красоту и совершенство своей возлюбленной. Альбомы, похожие на те, что составляли когда-то уездные барышни, живут уже более двухсот лет и до сих пор нисколько не теряют своей популярности.

Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII века из Западной Европы

Девушка:

И сейчас мы сыграем в стихотворную игру – сочинить буриме. Что это такое ?

Напомню. Это такое стихотворение, которое нужно сочинить по заданным рифмам.

(оценивается жюри).

Юноша.:

Вы видите в нашем зале уголок старинного рисунка. Предлагаем принять участие в конкурсе старинного рисунка, пополнить коллекцию. Перо, тушь, бумага.

(Приглашаются желающие, звучит музыка, рисунки повесить на видное место).

(оценивается жюри).

VIIчасть. Развлекательная программа.

Ведущий:

На балах было принято не только танцевать, но и играть в подвижные игры с элементами танца. Мы предлагаем вам принять участие в увлекательной игре

1. «Котильон через ножку» с платочками. (Звучит быстрая музыка.)

( Игра «Котильон через ножку». Награждение)

2. А сейчас сыграем в бальную игру «Змейка». Условия игры.

Ведущий :

Ах, я в восторге, какой прекрасный вечер!

Конечно, все самые красивые дамы общества собрались здесь.

Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

3. Прошу всех принять участие литературном конкурсе. «Венок поэзии Пушкина»

(Желающие читают наизусть стихи Пушкина.) _______________________

4. Конкурс знатоков произведений Пушкина «Эрудит».

(Приложение на слайдах). Награждение призами.

Ведущая:

Прошу всех на танец полонез!

(Все танцуют полонез.)

Ведущий : А сейчас конкурс «Дефиле».

Всех юных красавиц просим выйти в круг. (Звучит медленная музыка)

В ней все гармония, все диво,- написал Пушкин о юной красавице. Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.

(Дефиле участниц бала. )Звучит медленная музыка.

Подведение итогов конкурса. Жюри. Награждение.

Ведущая:

Всех приглашаем на танцевальный марафон.

(Полонез сменяется вальсом, полькой и т. д).

Ведущий:

Здесь теснота, волненье, жар.

Музыки грохот, свеч блистанье.

Мелькание, вихрь быстрых пар.

Красавиц легкие уборы.

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг —

Все чувства поражает вдруг.

Ведущая:

Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.

Сюда гусары отпускные

Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь.

Просим жюри подвести итоги конкурсов,

Звучат фанфары

Победители конкурсов в номинациях:

«Царица бала»

«Галантный кавалер»

«Чистейшей прелести чистейший образец»

«Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна..»

«Все в ней гармония, все диво »

награждаются.

Звучит спокойная музыка.

Ведущий:

Время быстротечно. На востоке бледнеет небо. У парадного подъезда ждут кареты. У наших барышень стоптались туфельки.

Ведущая:

Кавалеры устали от блеска красоты.

Ведущий:

Вот и окончен наш блистательный бал! Пришло время расставания. Благодарим всех за участие в Пушкинском бале.

Ведущая:

До свиданья. До новых встреч в следующем году!

Оцените статью
Добавить комментарий