Ведущий:
Добрый вечер, друзья!
И так, начинаем!
На Пушкинский бал
Вас всех приглашаем.
Дети парами входят в зал под марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Два ученика рассказывают стихотворение Бориса Заходера.
«О границах поэтического творчества»
1.Поэт – доподлинный поэт –
Готов воспеть любой предмет.
Весь белый свет
(и тьма, и свет),
Восторг и гнев,
Любовь и скука,
Жизнь, смерть,
Свидание, разлука,
Мышиный писк,
Борьба стихий,
Трагедия и анекдот –
Всё в дело у него идёт,
Всё превращается в стихи!
2.
Он воспевает всё, что видит,
Что любит или ненавидит.
А то чего на свете нет
(И, слава богу, не бывает), —
Ещё охотней воспевает!
Но он не станет воспевать
Того,
На что ему плевать!
Ведущий: Так Борис Заходер говорит о творчестве поэтов.
Поэты пишут, творят и рассказывают нам только о том, о чём поёт душа, о чём болит и страдает сердце, о том, что тревожит и восхищает ум.
Есть в России такой поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека – это Александр Сергеевич Пушкин.
Любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся ближе, дороже, нужнее.
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, прикоснёмся к страницам жизни и творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.
( Под музыкальное сопровождение «К Элизе» и «Лунная соната» Л. Бетховена ученики рассказывают:
1 ученик
Когда в небогатом доме на Немецкой улице в Москве раздался первый крик сына Александра, ещё никто не знал, что с его появлением не только сплавятся воедино старинный род Пушкиных, идущий из древней Руси, и родословная «арапа Петра Великого» Ибрагима Ганнибала, но и сольются воедино аристократизм с народными чаяниями, что его короткая, как озарение, жизнь соединит в себе всё яркое, новое – бунт мыслей, бунт чувств, бунт языка, бунт стиля.
2 ученик
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.
Дом Пушкиных представлял всегда какой – то хаос: в одной комнате богатые старинные мебели, в другой пустые стены, даже без стульев. Во всём недостаток, начиная от денег и до последнего стакана.
3 ученик
Отец, Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого и до крайности раздражительного, часто выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили.
4 ученик
Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда весёлая и беззаботная умела владеть собой и только не смогла скрывать предпочтение, которое оказывала сначала к дочери, а потом к меньшему сыну Льву. Никогда не выходя из себя, не возвышая голоса, Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Она могла играть в молчанку с сыном Александром круглый год. Дети боялись её более чем отца.
5 ученик
Детство Александра Сергеевича было нерадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания.
Саша очень дружил со своей старшей сестрой Ольгой. Они всегда играли вместе.
Пушкин в детстве был очень неровного характера: то от был молчалив, ленив, вял, а то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.
6 ученик
Большое влияние на детство и первое воспитание Александра Сергеевича оказала бабушка Марья Алексеевна.
Марья Алексеевна была ума светлого и образованного. Умела вести дом, как следует. Пушкин горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями. Это стихотворение о ней:
7 ученик
Ах! Умолчу ль о мамушке моей
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она духов молитвы уклоня,
С усердием перекрести меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало.
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя, ни ног, ни головы.
8 ученик
Не раз про маленького Пушкина говаривала Марья Алексеевна: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с другими детьми, то вдруг развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».
9 учение
Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать. Ей посвяти Пушкин эти строки:
Мастерица ведь была
И откуда, что брала!
А куды разумны шутки,
Приговоры, прибаутки, небылицы, былины.
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
10 ученик
Достигнув семилетнего возраста, Саша стал резв и шаловлив. Рано обнаружил охоту к чтению. Часто забирался в кабинет отца и читал. Библиотека отца состояла из французских классиков и философов 16 века.
В 1811 году открылся Царскосельский Лицей, и отец Пушкина поручил своему брату Василию Львовичу отвезти сына в Петербург. Пушкин был принят в лицей в числе тридцати учеников. Там он провёл 6 лет безвыездно. Там развился его характер, любящий, пылкий, независимый.
11 ученик
О лицейских годах Пушкин написал вот эти строки:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье бы, куда б не повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина:
Отечество нам Царское Село.
12 ученик
В своём развитии Пушкин – лицеист опередил товарищей, при этом он не важничал. В садах Лицея Пушкин стал поэтом:
В те дни таинственных долинах,
Весной при криках лебединых.
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла мир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
Ведущий:
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…»
Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы. Попробуем и мы с вами побывать на таком балу, но какие же танцы в то время были в моде? Это можно узнать, открыв эту шкатулку.
В шкатулке названия танцев они разрезаны на 2 половинки:
их надо собрать (поло-нез, мазу – рка, ва-льс, га-лоп, кад-риль, кати-льон)
(родитель и ребёнок собирают название танцев)
Ведущий:
-Вот такие танцы были в то время.
-А каким же танцем бал открывали?
Каким продолжали?
Каким закрывали?
Вам выстроить все танцы по порядку
Помогут рифмы и загадки:
1. Полон сказочных чудес
старинный танец (ПОЛОНЕЗ)
2.Назову сейчас для вас
Я прекрасный танец (ВАЛЬС)
3. Топ да топ, топ да топ-
Это начался (ГАЛОП)
4.Любит даже Мурка
Когда звучит (МАЗУРКА)
5.Умеют Эдик и Эмиль
Красиво танцевать (КАДРИЛЬ)
6.Танцем – шуткой назван он
Славный танец (КАТИЛЬОН)
Молодцы! Всё верно отгадали,
Порядок танцев на балу узнали
Ведущий
У нас сегодня свой маленький бал,
Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал
Танец весёлый исполним сейчас,
И очень просим поддержки у вас!
Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»
Ведущий:
Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.
ИГРА «ФАНТЫ»
(фантами могут быть тетради детей, номера рядов зрителей)
-изобрази море из сказки о золотой рыбке (зрители по рядам)
1 ряд — море слегка разыгралось
2 ряд — помутнело синее море
3 ряд — почернело синее море
4 ряд — на море чёрная буря
— прочти стихотворение А. С. Пушкина про ночь( 1 фант )
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополе листы.
Луна спокойно с высоты
Над белой церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо всё кругом…
— прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина (1 фант)
…Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
— сыграть на музыкальном инструменте (1 фант)
— прочти весёлое стихотворение (1 фант)
Колокольчики звенят,
Барабанчики гремят,
А люди – то, люди –
Ой, люшеньки — люли!
А люди – то, люди
На цыганочку глядят
А цыганочка – то пляшет,
В барабанчики – то бьёт,
И ширинкой алой машет,
Заливается – поёт: (выходит цыганка)
Цыганка: «Я плясунья, я певица,
Ворожить я мастерица»
-Что было, что будет, скажу,
по «Евгению Онегину» ворожу!
( У цыганки два мешочка: на одном написано «Прошлое», на другом «Будущее». Она достаёт на листочках предсказания для детей и взрослых и читает)
Что было в прошлом |
Что будет в будущем |
Ему не нравились пиры |
Порядок новый учредить |
Он три часа, по крайней мере, пред зеркалами проводил |
Мы лучше поспешим на бал |
Любили мягких вы ковров Роскошное прикосновенье |
Я вас хочу предостеречь |
Ничто не трогало его |
И завтра то же, что вчера |
Я был озлоблен |
Так величавы, так умны, Так благочестия полны |
В окно смотрел и мух давил |
Брожу над морем, жду погоды |
Давал три бала ежегодно |
Увидеть чуждые моря |
И был глубокий эконом |
Читаю мало, долго сплю |
Всегда довольный сам собою |
И скоро – скоро бури след В душе моей совсем утихнет: Тогда – то я начну писать |
Играть и прыгать не хотела |
Пора мне сделаться умней |
Ей скучен был и звонкий смех |
И труд, и мука, и отрада |
Ей рано нравились романы, Они ей заменяли всё. |
Три дома на вечер зовут |
Но в книгах не видал вреда |
Везде поспеть немудрено |
Она езжала по работам |
Безмолвно буду я зевать |
Солили на зиму грибы |
Блистательна, полувоздушна |
Любили круглые качели |
Милее мне домашний круг |
Писали в тайне вы стихи |
Тебя преследуют мечты |
Никто меня не понимает |
Я верен буду старине |
Уста лукавые не ели И пеньем была заняты |
Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу |
Мне нужно после долгой речи И погулять и отдохнуть. |
Трудов напрасно не губя, Любите самого себя. |
Прогулки, чтенье, сон глубокий |
И славно зиму проведёшь |
Давай обедать поскорей |
Какая радость: будет бал! |
Ведущий:
— Цыганка у нас в гостях сегодня, без танца цыганского мы её не отпустим. (Танец «Цыганочка»)
Отлично цыганка танцевала, замечательная актриса, возьми наших ребят научи и в артистов их преврати (дети участвующие в сценках идут с цыганкой переодеваться)
— Про прошлое и будущее узнали. И дальше игру в фанты продолжаем
— прочти отрывки из поэмы «Евгений Онегин» (1 фант)
Отрывок из «Евгения Онегина»
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета;
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд.
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
-На фортепиано играет (1 фант)
-прочитай стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» (1 фант)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов;
Брега с недвижной рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
— прочитай стихотворение «Гонимы вешними лучами…»(1 фант)
«Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей».
-Пели в то время не только соловьи, пели куплеты и романсы и гости на балах.
А мы споём не куплет, а частушки: (поют родители, дети угадывают сказки и автора):
1.Эта рыбка не простая
Чешуёй она сверкает,
Она плавает, ныряет
И желанья исполняет.
2.Охраняет град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть!
3.По базару поп гулял
И работника искал,
Взял в работники Балду,
Ой, попал ты поп в беду!
4.Подарил мудрец Дадону
Золотого петушка,
Пока царь спокойно спит
Его птица сторожит.
5.Мы не зря частушки пели,
Мы спросить у вас хотели:
Все ли сказки вы узнали?
И чтоб автора назвали.
-А сейчас мы отрывки из этих сказок и посмотрим. Смотрите, как цыганка потрудилась, каких артистов нам привела.
— сценка «Сказка о золотом петушке» (написана в 1834году).
(автор, Дадон, мудрец)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье,-
Говорит он в восхищенье,-
Волю первую твою
Я исполню как, мою»
Ведущий: — Какая сказка? (ответы детей)
-сценка «Сказка о рыбаке и рыбке» (написана в 1833году)
(автор, старик, рыбка, старуха)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с одною тиной.
Он другой раз закинул невод,-
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя отдам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй себе на просторе»
..Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По – нашему, говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценой откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с выкуп:
Так пустил её в синее море».
Старика старуха забранила:
« Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше – то совсем развалилось».
Ведущий:
— Какая сказка? (ответы детей)
-Во времена А. С. Пушкина многие барышни вели альбомы, в которые записывали стихотворения, пожеланья.
У нас ещё 2 фанта есть
их и попросим из таких альбомов нам стихи прочесть.
— Гости читают из альбомов отрывки из «Евгения Онегина» (с. 250)
1.
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью,
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены,
На первом листике встречаешь
Qu’ecrirez-vous sur ces tablettes;
И подпись: t.a v. Annette,
А на последней прочитаешь:
«Кто любит более тебя,
пусть пишет далее меня»
(перевод: «Что вы напишете на этих листках…Вся ваша Аннете»)
2.
Тут непременно вы найдёте
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтёте
В любви до гробовой доски;
Какой- нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор,
И что потом с улыбкой злою
Не станут важно разбирать,
Остро иль нет я мог соврать.
-Вот так Пушкин писал про альбомы барышен в своей поэме «Евгений Онегин»
Ведущий:
Вот фант у нас ещё остался,
отрывок из «Руслана и Людмилы» надо бы прочесть.
Но прежде память у родителей, гостей проверим,
Им написать героев сказочных доверим.
А мы с ребятами вас будем подгнять,
И в слух до 20 считать.
(Родители на листочке пишут по цепочке героев)
. Ученица читает отрывок «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ»
Ведущийц: Молодец! Спасибо! И гости не подвели, почти всех героев назвали.
Ведущий:
— А ещё на балах сочиняли,
В буриме или рифмы играли
(Зрителей делим на группы. Каждой группе даются рифмы. Ведущий помогает сочинять детям)
стихотворенье |
удивленье |
перо |
окно |
брюнет |
поэт |
лист |
парашютист |
венец |
конец |
Примерное стихотворение:
Сочиним стихотворенье
Всем друзьям на удивленье.
В руки мы возьмём перо
И посмотрим все в окно:
Вон идёт один брюнет,
Жаль, что это не поэт!
Вот летит осенний лист –
Он цирковой парашютист.
Сделал дело – вот венец.
Нашему стишку конец!
Ну что ж, послушаем творцов.( под музыкальное сопровождение «Лунной сонаты»)
(зачитывают свои стихотворения)
— последний фант у нас остался, попросим мы его сыграть на фортепиано.
Ведущий: Вот так когда – то, в далёком 18 веке,
со своими друзьями Александр Сергеевич Пушкин сочинял, танцевал, отдыхал.
-Понравилось Вам на нашем балу?
Но время нам пришло прощаться
В век 21 возвращаться
Споём все вместе мы сейчас
Для Пушкина «Осенний вальс»
(на мотив «Старый вальсок» поют дети и родители)
(Под песню дети танцуют вальс: на каждый куплет 1 или 2 пары
На первой строке — мальчик подходит к девочке и приглашает на танец:
делает поклон головой и подаёт руку,
девочка кладёт ладонь на ладонь мальчика
на второй строке – пара выходит в центр круга,
мальчик и девочка встают лицом друг к другу,
руки в стороны, ладони девочек лежат на ладонях мальчика
на 3 и 4 строке – пара делает по 2 шага вправо и влево в такт музыки
на 5 строке – мальчик провожает девочку на место и делает поклон головой.)
«Осенний вальсок»
Слышишь, осенние дуют ветра,
Осень хозяйка встречает сама
Пушкинский бал сейчас в классе у нас
Пушкина любит наш второй класс.
Пушкина любит. Пушкина любит наш класс
Пушкин осеннюю пору любил.
Он сочинял, стихи миру дарил.
В каждой семье его книги живут,
С детства по жизни с нами идут,
Пушкина строки с нами по жизни идут.
Сказки прекрасные он написал,
О славном Гвидоне нам всем рассказал,
О рыбке волшебной и петушке,
О жадном попе и умном Балде
Сказки чудесные Пушкин нам всем рассказал.
И завершая наш праздничный бал,
Верим что каждый много узнал.
Это в себе на века сохраним,
И помнить будем, что Пушкин дарил!
Пушкинский вечер светом нас всех озарил!
-Пушкинский вечер мы завершаем,
на память о нём сувениры вручаем. (Вручает мудрец из сказки «Золотой петушок»
Пусть петушок из сказки о Дадоне
Верным сторожем станет для вас,
Чтоб сидел он у вас всегда смирно,
И кругом всё тогда будет мирно!
А спонсору сувенира, нашему меценату
Спасибо, сказать рады!
На этом праздник с вами завершаем,
Гостей, детей на чаепитье приглашаем!